Педагогической подготовки

Как мы уже говорили в предыдущих лекциях, в последнее десятилетие в соответствии с программой социально-экономического развития страны определяются новые ориентиры развития отечественной системы образования, предпринимается ряд шагов, направленных на повышение качества подготовки педагогов. В частности, осуществляется интенсивное развитие многоуровневой системы подготовки бакалавров и магистров, ориентированных на профессиональную деятельность в сфере образования.

Логика многоуровневого образования обусловила поиски новых моделей построения образовательного процесса и самостоятельной работы как важной составной части этого процесса. Существенно обновились используемые образовательные технологии. В практике вуза привычными стали модульные, проектные технологии, «технологии критического мышления», рефлексивного обучения, исследовательской работы. Меняется роль преподавателя: она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов.

Сегодня студенты привыкли к избирательному и свободному восприятию потоков информации, потому что именно сеть, а не традиционная аудитория, все более становится сферой диалога и обмена знаниями. Они часто не имеют привычки и желания учиться последовательно, по учебникам, а скорее склонны к обучению в форме участия, экспериментирования, социальной практики.

Модели и виды самостоятельной работы студентов тоже претерпевают в связи с этим значительные изменения. Новые подходы к организации самостоятельной работы предполагают, что студенты разбирают не только искусственные ситуации, но и реальные практические задачи; учатся не только у преподавателя, но и друг у друга («обучающееся сообщество»); работают с различными базами информации; учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения; формируют собственную профессиональную позицию.

В системе двухуровневого образования, в частности, самостоятельная работа студентов в магистратуре должна иметь более выраженный исследовательский, рефлексивно-оценочный, проектный характер. Задания для самостоятельной работы студентов могут быть с определенной долей условности разделены на три блока: «теоретический», «практико-ориентированный», «проектно-конструктивный». Соответственно, и рекомендации по организации самостоятельной работы могут носить как общий, так и специфический характер.

К общим рекомендациям могут быть отнесены: четкость инструктивной беседы, предваряющей задание любого из блоков; указание на обязательный временной момент сдачи заданий, объяснение системы оценивания знаний (критерии, возможность вариативных подходов к выполнению заданий и т.д.).

К специфическим рекомендациям каждого блока могут быть выделены следующие аспекты.

При предъявлении заданий «теоретического блока» - предварительный инструктаж, обращенный к активизации комплекса познавательных умений студентов. Прежде всего, умений работать с источниками информации (поисково-библиографические умения, умения дифференцировать, сопоставить, анализировать и т.д.). Особое внимание преподавателя должно быть обращено к развитию группы коммуникативных умений (устная и письменная речь, культура использования терминов, их осознанность и четкость).

При выполнении заданий по группе вопросов «практико- ориентированного блока» важно продемонстрировать студентам актуальность проблематики заданий для успешной реализации образовательного процесса, для потребностей профессионального совершенствования и роста. В установочном инструктировании к заданиям данного блока необходимо обратить внимание на конкретизацию дидактических задач, на объективный характер оценки педагогической ситуации в том или ином образовательном подразделении (если это вуз) или учреждении (если это школа, училище, колледж), где студент будет выполнять задания. Очень полезна практика, когда какие-либо задания по вопросам блока выполняются студентами «по заявке» конкретного образовательного учреждения.

При работе над заданиями по группе вопросов из «проектно- конструктивного блока» необходимо развивать проектировочные и конструктивные профессионально-педагогические умения. Эта группа умений является достаточно сложной, формируется, как принято считать, «с опытом работы». Тем более полезно и значимо обратиться к указанной группе умений именно на стадии обучения в магистратуре, в начале профессионального пути. Выполнение заданий по проектированию и конструированию фрагментов педагогических технологий, разделов образовательных программ; комплексов психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию того или иного подхода к обучению, способствует развитию творческих способностей. Вот почему формулировки самих заданий могут быть достаточно нестандартны, неожиданны для восприятия даже будущими магистрами.

Приведем примеры заданий для самостоятельной работы магистров.

I. Задания теоретического блока

1. Сравнение концепций, теорий, методологических понятий, взятых из философских и педагогических источников.

2. Составление логических блок-схем по изучаемой теме или разделу; «дерева понятий» по изучаемому курсу.

3. Выполнение рефератов проблемного характера, в содержании которых особый акцент сделан на умения аналитико-оценочного характера.

4. Составление аннотированного каталога учебно-научной литературы, фрагмента тезауруса по курсу, используя информационно-ресурсный потенциал Интернета.

II. Задания практико-ориентированного блока направлены на формирование профессиональной педагогической позиции, готовности к встрече с реалиями педагогической деятельности. К такого типа заданиям были отнесены:

1. Составление собственных и (или) решение предложенных преподавателем задач-ситуаций., ориентированных на решение проблем оценки компетентности студентов-магистрантов в области дидактики высшей школы. Составленные самими студентами задачи-ситуации используются для комплектования их портфолио или публикуются в сборниках учебно-методических материалов к курсу.

2. Решение профессиональных задач в условиях квазипрофессиональной деятельности: посещение занятий вузовских преподавателей, работающих на младших курсах, образовательных учреждений разных типов и выполнение практических заданий по освоению конкретных методик обучения и воспитания; подготовка и проведение занятия в своей группе студентов-магистров (на младших курсах Института педагогики и психологии) с применением одной из педагогических технологий.

3. Написание педагогических сочинений и эссе, характеризующих личностную позицию, отношение студента-магистранта к описываемому факту, явлению, точке зрения («Эссе о знакомом молодом педагоге», «Компетентностная модель российского педагога: в чём её суть?» и др.).

III. В особый блок - задания проектировочного или конструктивного плана, такие как:

1. Составление программы (проекта) профессионально-личностного развития будущего педагога или модели индивидуальной педагогической деятельности (задание выполняется как зачетное по разделу «Основы содержания высшего педагогического образования»).

2. Разработка (проектирование) вариативной части учебного плана по направлению подготовки магистр педагогики «Высшее образование» (предложения по отбору специальных курсов и факультативов).

3. Составление карты дидактики высшей школы. В ходе выполнения этого задания развивается творческое мышление студентов в процессе называния дидактических объектов («Арена рейтингового контроля знаний о движущих силах и противоречиях, законах, закономерностях и принципах», «Храм содержания образования», «Улицы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера, М.И.Махмутова и др.). Одним из главных критериев оценки такой работы является наибольшее количество уместного употребления дидактических понятий и персоналий.

Продукты творческой и самостоятельной деятельности студентов являются документальными материалами для комплектования портфолио и банка данных кафедры.. Самостоятельная работа студентов магистратуры имеет свои особенности, обусловленные, в первую очередь, структурой квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере высшего образования, содержанием ключевых, базовых и специальных компетенций выпускника магистратуры. Магистрант должен уметь использовать глубокие методологические, теоретические и практические знания для проектирования, реализации и психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса, направленного на образование обучающихся в различных средах; для организации социального партнерства; для построения системы оценки собственной деятельности.

Магистрант должен обладать готовностью пополнять профессиональные знания на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; осуществлять рефлексию практического опыта; проводить опытно-экспериментальную работу, участвовать в инновационных процессах. Становление социальной, коммуникативной, информационной компетенции является неотъемлемой частью, целевым ориентиром в отборе содержания, организации и оценивании основных видов самостоятельной работы магистранта.

Студент магистратуры совместно с преподавателем составляет план самостоятельной работы по избранной проблеме, имеющий вид календарного плана с четким указанием видов деятельности и формированием задач. Основными видами самостоятельной работы в магистратуре являются следующие:

1. Подготовка тематического сообщения как целостного образования, выполненного по традиционной структуре. Предоставляется в печатном виде и на информационном носителе, весьма желательна электронная презентация сообщения.

2. Составление тематической библиографии по общим (учебники, пособия), специальным (монографии, статьи), дополнительным зарубежным источникам.

3. Подбор диагностического материала для выполнения исследований. Описание методики должно включать целевое использование, развернутое описание методики проведения, образцы бланков, процедуру обработки и интерпретации.

4. Подготовка отчета о диагностическом исследовании, проведенном с использованием не менее 3 методик.

5. Выполнение исследовательского проекта по одной из проблем, рассматриваемых в рамках курса. Проект должен реализовывать системный, комплексный и другие научные подходы к решению проблемы.

6. Разработка и презентация одной из технологий обучения и воспитания.

7. Подготовка Интернет-обзора (количество использованных Интернет-адресов не менее 3-4).

8. Разработка электронно-методического ресурса по теме курса или по проекту. Тема, как правило, согласуется с преподавателем. Материал должен иметь развернутое научное обоснование, включать современные инновационные исследования.

9. Обзор диссертационных материалов по проблематике курса по согласованной с преподавателем проблеме, которая в дальнейшем может перерасти в тему научного исследования студента-магистранта, желающего продолжить свое образование в аспирантуре.

10. Перевод статьи из иностранных источников по теме проекта (магистерского исследования).

11. Написание собственной статьи или в соавторстве с другими студентами, научным руководителем.

12. Самоанализ собственного опыта учебной, воспитательной, исследовательской деятельности.

Безусловно, качество самостоятельной работы магистранта зависит от организации его взаимодействия с преподавателем. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся составляет примерно 50-70 % времени (больше, чем у обычных студентов) от общей нагрузки по курсу и расписанием занятий не регламентируется, поэтому качество сформированных компетенций, навыков практической деятельности, прежде всего, зависит от степени активности студентов, их включенности в содержание практических занятий, творческой субъектной позиции.

Конкретное содержание заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, ее виды и объем могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику направления, профиля, индивидуальные особенности обучающегося в магистратуре. В период самостоятельной работы студент может консультироваться по телефону, с помощью электронной почты и других возможных средств связи.

Внеаудиторная самостоятельная работа по усмотрению преподавателя может выполняться, как уже было отмечено, обучающимися индивидуально или коллективно (творческими группами), при этом преподаватель должен исходить из цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений магистрантов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме с представлением презентаций, отчетов, продуктов своей творческой деятельности или путем демонстрации своих умений.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов магистратуры могут быть также использованы семинарские занятия, коллоквиумы, тестирование, самоотчеты, выступления на конференциях, защита творческих работ и др.

Таким образом, традиционные для специалитета виды самостоятельной работы студентов преломляются в содержании программ двухуровневой подготовки, усложняются цели и задачи самостоятельной работы при переходе к магистратуре. Встраивание их в образовательный процесс может происходить следующим образом:

- методом полезных вкладов, когда в программу самостоятельной работы добавляются новые задания, отрабатывающие те или иные компетенции;

- методом трансформации, посредством которого изменяются стратегии обучения (внедряются модульные, проектные, кейсовые методы обучения);

- действенным методом, когда изменяется образовательная программа в целом, и оценка достижений студентов в самостоятельной работе управляется кредитной системой.

Выбор того или иного варианта зависит от готовности преподавателей к изменениям и от их мотивированности на эти изменения.

Контрольные вопросы

1. Какие социально-культурные тенденции, произошедшие в России,

обусловили активизацию самостоятельной работы студентов вуза?

2. Является ли самостоятельная работа студентов их плановой работой?

3. Назовите виды внеаудиторных самостоятельных работ

студентов/магистров.

4. Какой вид самостоятельной работы, на ваш взгляд, является наиболее

эффективным?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: