Структурные элементы игры

1. ИГРОВОЙ ЗАМЫСЕЛ, выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

2.Каждая дидактическая игра имеет ПРАВИЛА, которые определяют порядок действий и поведение обучающихся в процессе игры, способствуют созданию на занятии рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели занятия и индивидуальных возможностей обучающихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого обучающегося чувства удовлетворенности, успеха.

3.ОБОРУДОВАНИЕ дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование занятия. Это наличие технических средств обучения: интерактивной доски, мультимедийного оборудования, DVD-проигрывателя. Сюда также относятся различные наглядные средства обучения: электронные учебники, компьютерные презентации, таблицы, карты, схемы, модели, а также дидактический раздаточный материал.

4.Дидактическая игра имеет определенный РЕЗУЛЬТАТ, который является финалом игры, придает игре законченность, позволяет обучающимся получить моральное удовлетворение и оценку своих знаний, умений, навыков. Для преподавателя результат игры является показателем уровня достижений обучающихся в усвоении знаний и в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры должны быть взаимосвязаны между собой. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращаясь в простое выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к занятию, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности обучающихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

52. Методика планирования и проведения практического занятия.

Наряду c уроками теоретического обучения широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со специфическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.

Практические занятия (греч prakticos -деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по выполнению различных заданий, образцы которых были даны на теории. В итоге у каждого студента должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи.

Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой.

Цели практических занятий:

- помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

- научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;

- научить их работать с книгой, документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

- формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Подготовка преподавателя играет большую роль в результативности приобретенных умений и навыков студентом. Поэтому преподаватель к проведению практического занятия должен готовиться тщательно, начиная с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия. Для этого преподавателю (даже если он сам проводит уроки теории по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть содержание занятия с точки зрения предстоящего практического обучения. Необходимо выделить понятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проработать на конкретных задачах и упражнениях.

Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил возможность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать необходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы студента.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

♦ подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание студентами теоретического материала, который был изложен на теории. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа — костяк предстоящего занятия;

♦ выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задания, преподаватель должен заранее знать, почему он предлагает к примеру данное задание, а не другое; что из выполнения этого задания должен извлечь студент; что дает ее выполнение студенту и в результате какими компетенции он освоит в рамках изучения конкретной темы или курса в целом (рассматривать решение каждого задания как очередную «ступеньку» обучения, думая о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);

♦ решение подобранных заданий самим преподавателем (каждое задание, предложенное студенту, должно быть предварительно решено преподавателем);

♦ подготовку выводов из выполненного задания, примеров из практики;

♦ распределение времени, отведенного на занятие, на выполнения каждого задания;

♦ подбор материала для иллюстрации (плакатов, схем, технологических карт), необходимого для выполнения задания, а также различного рода видео-презентаций.

Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивидуальные особенности студентов данной группы. Это касается распределения времени, сложности и числа заданий, предлагаемых для выполнения.

В какой форме целесообразно провести практическое занятие, должен решать сам преподаватель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: