Психологические основы организации педагогической деятельности.Мотивы, структура и стили педагогической деятельности

Педагогическая деятельность(ПД) – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

Содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель ПД – воспитание гармонично развитой личности, развитию личности в гармонии с самим собой и социумом

Предметом ПД является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В ПД выделяются как внешние, так и внутренние мотивы.

К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста,

к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами ПД выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Продуктом ПД является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его нравственно – этических, эмоционально – смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Результатом ПД является: личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Б.Т. Лихачев выделяет структурные компоненты педагогической деятельности:

знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Виды ПД:

преподавание(работа по реализации учебного процесса);

воспитательная(воспитание и гармоничное развитие учащихся);

самообразование и самовоспитание учителя;

научно-исследовательская деятельность;

внешкольная(работа по месту жительства вне школы);

методическая(изучение передового педагогического опыта).

Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

§ непродуктивный;

педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Фукции ПД( И. Ф. Харламов):

Диагностическая (изучением учащихся и установлением уровня их развития, умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни).

Ориентационно- прогностическая (умение учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать её результаты, то, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить).

Конструктивно-проектировочная (обеспечивает отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися).

Организаторская функция (вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование их активности)

Информационно-объяснительная (учитель выступает как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации и от того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами

Коммуникативно-стимулирующая (проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений; установление правильных взаимоотношений со всеми остальными участниками педагогического процесса — учителями, администраторами и другими работниками школы, родителями учащихся).

Аналитико-оценочная (учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег)

Исследовательско-творческая( определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески Качества личности творческого педагога:оображение, артистизм, эрудиция, эмоциональность,внутренняя способность импровизировать (фантазия),нестандартный, оригинальный подход к решению педагогических задач, профессиональная грамотность (компетентность)

Педагогическая деятельность учителя (преподавателя) характеризуется определенным стилем.

индивидуальный стиль деятельности — «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, индивидуально-своеобразная система психологических средств,

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает стиль управленческой деятельности, саморегуляции, общения и когнитивный стиль. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие трех факторов:
а) индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности — учителя (преподавателя), включающие индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности, профессиональная компетентность учителя;
б) особенности самой деятельности;
в) особенности обучавшихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
Стили ПД: авторитарный, демократический и либерально-попустительский
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества участников.

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования — к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: