Существуют три парадигмы психологического воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия

Первая стратегия - императивного воздействия; ее основные функции: функция контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, функция принуждения по отношению к объекту воздействия.

Вторая стратегияманипулятивная – основывается на проникновении в механизмы психического отражения и использует знание в целях воздействия. Эту стратегию применяют для формирования общественного мнения

Третья стратегия - развивающая. условие реализации такой стратегии - диалог. Принципы- эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.

Н.А.Березовин и Я.Л.Коломинский Выделяют стили отношения учителя к ученикам:

1. Устойчиво-положительный тип. Он характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Педагогам этого типа при­сущи преобладание положительной оценки ребенка, ис­кренность, такт. Такой учитель действует больше убеж­дением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

2. Пассивно-положительный тип отношений проявля­ется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой пе­дагог нередко проявляет сухой, официальный тон в об­щении с воспитанниками.

3. Неустойчивый тип отношений характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоциональ­но-положительной направленности. Такие педагоги не­редко попадают под власть своих настроений и пережи­ваний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.

4. Открыто-отрицательный тип отношений педагога к детям характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряжен­ности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и учителем (воспитателем) такого типа может возник­нуть и психологический барьер, когда дети вообще пере­стают воспринимать требования педагога, постоянно «защищаются» от него.

5. Пассивно-отрицательный тип отношений педагога характеризуется скрытой отрицательной направленно­стью педагога к детям, педагогической деятельности. Пе­дагог умеет создать внешние признаки хорошей органи­зации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: