Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы диагностического обследования

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма

психологической практики, которая связана с разработкой и использованием

разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей

человека.

Цель психодиагностики состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

Задачи психодиагностики: Овладение психодиагностическим инструментарием с целью выявления тех или иных проявлений психики; разработка тестов, методик, их модификация и адаптация.

Психодиагностика предусматривает обследование психики индивида (или социально-психологических характеристик социальной группы) с помощью специальных методик с целью установления психологического диагноза.

Психологический диагноз — это описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека (или социально-психологических особенностей конкретной социальной группы).

О собенностью психодиагностических методов является их измерительно-исследовательская направленность, что и обеспечивает количественную и (или) качественную оценку явления, которое изучается.

Психодиагностические методы конкретизируются в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все многообразие диагностических методик:

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Это преимущественно тесты личности и тесты интеллекта, а также тесты специальных способностей и тесты достижений.

2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе данных, которые сообщает о себе исследуемый, самоописаний особенностей личности, поведения в конкретных ситуациях. Это разнообразные опросники.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с нейтральным, будто безличным материалом, который в силу его определенной неопределенности становится объектом проекции. Это разнообразные проективные методики исследования личности.

Классификация методов психодиагностики (К.М.Гуревич, Е.М.Борисова)

1.Объективные методики:

Тесты интеллекта - общий класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.(тестД.Весклер, Школьный тест умственного развития (ШТУР) - К.М.Гуревич, М.К.Акимова)

Тесты специальных способностей - тесты, напарвленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности. Тесты сенсорных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия)(Тест зрительного восприятия, Тест музыкальной одаренности Сишора)

Тесты моторных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач(Тест ловкости пальцев О'Коннора,).

Тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями,умениями, навыками.

2.Субъективные методики

Личностные опросники предназначенны для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности: опросники типологические (разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка) опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса); опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера); опросники ценностей (например, опросник Д. Супера); опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

3.Проективные методики: конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла). конструктивные (создание из оформленных деталей осмысленного целого). интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации). катартические (игровая деятельность в организованных условиях). экспрессивные (рисование на свободную или заданную тему). импрессивные (предпочтение одних стимулов другим). аддитивные (завершение предложение, рассказа, истории). семантические (эмоциональное отношение как выражение личностного смысла)





Подборка статей по вашей теме: