Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы диагностического обследования. -

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма

психологической практики, которая связана с разработкой и использованием

разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей

человека.

Цель психодиагностики состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

Задачи психодиагностики: Овладение психодиагностическим инструментарием с целью выявления тех или иных проявлений психики; разработка тестов, методик, их модификация и адаптация.

1.Объективные методики:

Тесты интеллекта - общий класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.(тестД.Весклер, Школьный тест умственного развития (ШТУР) - К.М.Гуревич, М.К.Акимова)

Тесты специальных способностей - тесты, напарвленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности. Тесты сенсорных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия)(Тест зрительного восприятия, Тест музыкальной одаренности Сишора)

Тесты моторных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач(Тест ловкости пальцев О'Коннора,).

Тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями,умениями, навыками.

2.Субъективные методики

Личностные опросники предназначенны для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности: опросники типологические (разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка) опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса); опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера); опросники ценностей (например, опросник Д. Супера); опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

3.Проективные методики: конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла). конструктивные (создание из оформленных деталей осмысленного целого). интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации). катартические (игровая деятельность в организованных условиях). экспрессивные (рисование на свободную или заданную тему). импрессивные (предпочтение одних стимулов другим). аддитивные (завершение предложение, рассказа, истории). семантические (эмоциональное отношение как выражение личностного смысла)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: