Тема Общая характеристика психодиагностических методов (4ч.)

Семинарское занятие 6

Модуль 3 обеспечение качества психолого-педагогической диагностики

А. Цель Модуля формирование диагностических компетенций. - анализа особенностей психодиагностических методов и их выбор в соответствии с диагностической задачей;

- умения определять основные показатели научности психодиагностических методов;

Б. Содержание модуля

Методология диагностики: понятие методики, теста. Методы психодиагностики. Различные подходы к классификации психодиагностических методов, основания и критерии Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизованные и нестандартизованные психолого-педагогические диагностические методики.

Характеристика стандартизированных методов психодиагностики. Особенности стандартизированных методов, их достоинства и недостатки. Психологическое тестирование. Классификация тестов и требования, предъявляемые к ним. Проективные техники. Опрос (анкетирование, интервью). Эксперимент.

Общее понятие о психометрии и области ее применения. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.. Валидность, виды валидности: содержательная, конструктная, критериальная, прогностическая. Понятие надежности теста. Дискриминативность. Достоверность теста. Требования к психодиагностической процедуре. Репрезентативность, стандартизация. Виды норм, статистические нормы, социокультурные нормы. Понятие о выборке. Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы, границы применения норм. Принцип отсчета от нормы. Понятие признака. Типы шкал, номинативные, порядковые, интервальные, шкалы равных отношений.... Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

В. Семинарские и практические занятия

Вопросы для обсуждения:

1. классификация методов психодиагностики (различные подходы к классификации).

2. аналитическое наблюдение.

3. Метод эксперимента. Диагностические возможности психолого-педагогического эксперимента.

4. метод экспертных оценок.

5. Метод тестирования.

6. Проективные методики.

7. Метод исследования продуктов деятельности, контент-анализ.

литература

1. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов Москва, Ростов-на-Дону, 1996

2. Общая психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина М., 1987

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989

4. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. методики психодиагностики в спорте М., 1984

5. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов педвузов:в 3 кн. Кн.3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика, М., 1995

6. Практическое задание 1

Стандартизация полученных экспериментальных данных

Используя результаты группового диагностического обследования, студенты должны перевести полученные «сырые баллы» в стандартные шкалы.

Задание 7. Проверка качества психодиагностической методики

Используя результаты диагностического обследования, студенты проверяют используемую методику на надежность и валидность

Практическое задание 2 Проверка качества психодиагностической методики

Цель задания – выработка навыков проверки надежности и валидности психодиагностических методик.

Е. Рекомендуемая литература

1.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика – С-Пб., 2002 г.

2.Дорофеев В.А. Математические методы в психологии. Учебно- методическое пособие, Ростов/Д, 2003 г.

3.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики – Л., 1984г.

4.Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / под ред. В.В. Столина, А.Г.Шмелева. – М., 1984 г.

5.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /под ред. К.К.Крылова, Л., 1990 г.

Г. Задания для самостоятельной работы

Задание «Подготовка каталога психодиагностических методик».

В ходе изучения курса студенты должны подготовить тематический каталог методик, используемых в психодиагностике. В краткой характеристике методики следует указать цель методики, автора, возраст, на который рассчитана данная методика, возможности использования, стимульный материал и литературный источник.

Методические рекомендации по составлению каталога психодиагностических методик

Цель задания – ознакомление с наиболее популярными и универсальными методиками психологической диагностики и их практическим применением

Содержание задания – в течение всего курса студенты должны подготовить краткое описание наиболее известных психодиагностических методик

Особенности выполнения задания – краткая характеристика методика включает ответы на следующие вопросы:

3. кто является автором методики

4. что можно оценить с помощью этой методики

5. область применения методики

6. имеющиеся варианты методики

7. на какой возраст рассчитана методика

8. что представляет собой стимульный материал

На что следует обратить особое внимание

- количество методик в каталоге должно быть не меньше 30

- вести каталог следует вести в течение всего учебного года

Е. Рекомендуемая литература

1. Общая психодиагностика/ под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987, 2000

2. Альманах психологических тестов. М., 1995

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989

4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // под ред. И.В.Дубровиной М., 1987

5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А.Ф.Кудряшова Петрозаводск, 1992

6. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Методики психодиагностики в спорте М., 1984

7. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика// под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева М., 1984

8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /под ред. А.А.Крылова, Л.,1990

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие М.,1996

10. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике М.,1992

11. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: методическое рук., М., 1990

12. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов М., 1996

13. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб: Речь, 2002

Г. Задания для самостоятельной работы

Г. Контрольные вопросы

1.В чем отличие метода от методики?

2.Охарактеризуйте основные типы диагностических данных

3.Какие методы являются стандартизированными?

4.Перечислите основные классификации психодиагностических методик

5.Проанализируйте все методы психодиагностики по следующей схеме: - суть метода, диагностические возможности, достоинства и недостатки, способы повышения надежности.

Е. задания для самопроверки усвоения материалов модуля

Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный.

1.Формализованная процедура сбора, анализа и интерпретации независимых суждений о степени выраженности каждого психологического качества, подлежащего оценке – это метод

А) контент-анализа

В) наблюдения

С) экспертной оценки

Д) анализа документов

2.Метод получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования – это

А) беседа

В) анкетирование

С) тестирование

Д) интервью

3.Метод психологической диагностики, когда используются стандартизированные вопросы, утверждения, картинки, схемы, задачи, имеющие определенную шкалу значений – это

А) анкетирование

В) тестирование

С) интервью

Д) наблюдение

4.Диагностический метод, позволяющий установить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его внутреннем мире, о мотивах его деятельности и поведения – это

А) индивидуальная беседа

В) анкетирование

С) тестирование

Д) наблюдение

5.Вопросы, на которые нельзя ответить односложно, в частности: «кто?», «что?», «как?», «почему?» - называются

А) логическими вопросами

В) прямыми закрытыми вопросами

С) косвенными вопросами

Д) прямыми открытыми вопросами

6.Стимульный материал включает

А) задание испытуемому

В) задание и инструкцию испытуемому

С) инструкцию испытуемому

Д) задание испытуемому и интерпретационную схему ответов

7.Полученные экспертом оценки обрабатываются путем подсчета

А) среднего значения по каждому критерию

В) среднего квадратичного отклонения

С) среднего значения по группе критериев

Д) среднего значения по всем критериям

8.Если диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности – это подход

А) индивидуальный

В) объективный

С) субъективный

Д) личностный

9. Диагностическая ценность метода экспертных оценок может быть существенно повышена за счет

А) правильного подбора экспертов

Б) подготовки объекта исследования

С) правильного выбора метода экспертизы

Д) подготовки регистрационных бланков

10.Если диагностика осуществляется на основе описания особенностей личности, поведения и деятельности, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе, то это подход

А) личностный

В) индивидуальный

С) объективный

Д) субъективный

11. Методическая дисциплина, обосновывающая требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы

А) психометрия

В) психодиагностика

С) психотерапия

Д) психокорекция

. итуации ессиональнызуются специальные методы изучения профессий, диагностики профессиональныой направленности и спе 12. «Установка на согласие» в психодиагностике предполагает

А) тенденцию испытуемого соглашаться с социально одобренным вариантом ответа

В) тенденцию к выбору средних, нейтральных ответов

С) установку, формируемую у испытуемых на их согласие участвовать в

обследовании

Д) тенденцию испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы «ДА» независимо от их содержания

13.«Шкала лжи» – это

А) специальная методика, регистрирующая колебания психофизической активности

В) шкала, выявляющая акцентуации характера человека, связанные с его тенденцией к обману окружающих

С) шкала, выявляющая отношение самого испытуемого к нечестным людям

Д) шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей

1 4.Генеральную совокупность можно определить как

А) гипотетическое множество потенциальных объектов исследования

В) гипотетическое множество элементов, объединенных общей характеристикой

С) Испытуемых, объединенных в рамках исследования по определенному признаку

Д) задания теста, отобранные экспертами в качестве наиболее репрезентативных для обследуемого психического свойства

15.Выборкой в психометрии называется множество

А) заданий или испытуемых, формируемое из генеральной совокупности

В) ответов испытуемых, признанных недействительными

С) количество взаимных выборов в группе при исследовании межличностных отношений

Д) Заданий, специально отобранных для теста из определенной области знаний

16. Дискриминативность – это

А) способность теста дифференцировать ложные ответы испытуемых на предлагаемые задания

В) способность теста дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результатов теста

С) способность методики определять группы испытуемых с самыми низкими и самыми высокими показателями

Д) качество методики, заключающееся в ее способности улавливать малейшие различия в изменении признака

17Достоверность теста – это

А) способность теста защищать информацию от мотивационных искажений

В) валидность методики

С) отсутствие ошибки репрезентативности в процессе адаптации теста

Д) способность дифференцировать испытуемых по уровням развития оцениваемого свойства

18.Ретестовая надежность теста – это

А) близость значений одних и тех же испытуемых при сравнении результатов данного теста с другим, аналогичным

В) согласованность результатов испытуемых при ответах на четные и нечетные задания теста

С) степень совпадения собственных результатов испытуемых при повторном тестировании

Д) степень корреляции результатов испытуемых между первой и второй частями одного теста

19.Принятая в психодиагностике шкала IQ имеет центр, равный

А) 115

В) 100

С) 10

Д) 50

20 Под ошибкой репрезентативности понимается

А) неквалифицированный отбор экспертов для участия их в оценке теста

В) различия характеристик выборки и генеральной совокупности

С) несовпадение истинного смысла ответа испытуемого и интерпретации его психологом

Д) недостаточность заданий теста для объективного выявления уровня развития исследуемого свойства

Правильные ответы:

1-с, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 –с, 6 –в, 7 –а, 8 –в, 9 –а, 10 –д. 11 –а, 12-д, 13 – д, 14 –а, 15 – а, 16 – в, 17 –а, 18 –с, 19 –в, 20 –в.

Модуль 4 Психодиагностика в образовании

А. Цель Модуля - формирование компетенций профессионального взаимодействия с детьми, педагогами и родителями; -организации и проведения диагностической работы в образовательных учреждениях разного вида

- уметь работать в команде с педагогами - планирования психодиагностической работы на разных возрастных этапах, выделение конкретных диагностических задач в зависимости от возраста; - диагностировать особенности личности

Б. Содержание модуля

Профессионально-этические нормы работы педагога, занимающегося психодиагностикой.

Принципы психолого-педагогической диагностики: объективности, многосторонности, качественного анализа, системного структурно- динамического изучения, развития.

Профессионально-этические нормы в проведении психолого-педагогической диагностики. Принципы профессионально-этического стандарта. Требования к личности диагноста.

Планирование психодиагностической работы, составление программ. Правовые основы психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика, задачи психодиагностики в учреждениях образования. Психологическое сопровождение детей, родителей, семьи, педагогов. Специфика психодиагностики в дошкольных образовательных учреждениях, в средней школе, в высших учебных заведениях, в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Особенности методов психолого-педагогической диагностики.

Диагностика младшего дошкольного возраста, диагностические задачи, особенности методов. Диагностика старшего дошкольного возраста, диагностические задачи и методы. Особенности диагностики в начальной школе, диагностика на этапе средней школы. Особенности диагностики подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: