Структурные компоненты, этапы и фазы психологического консультирования. Техники и методы консультирования

Ю.Е. Алешина выделяет четыре этапа консультирования:

1. знакомство с клиентом;

2. расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;

3. коррекционное воздействие;

4. завершение беседы.

Первая стадия: установление отношений и заключение контракта.

Техники:

1. Техники встречи: внешний облик, зрительный контакт, общение с клиентом на одном уровне, как можно чаще называть по имени, соблюдение дистанции.

2. Техники проведения человека на место.

3. Техники снятия психологических барьеров: оставить клиента на какое-то время одного, привлечение к совместной деятельности, предложить чай, кофе, поставить музыку, «подсунуть» игрушки-подушки.

Предварительная беседа:

1. Соматический, психологический и неврологический статус клиента (как себя чувствует? впервые ли? почему решили обратиться?)

2. Ожидание клиента: установки клиента (знают ли родственники, кто был инициатором)

3. Сконцентрироваться вокруг личности клиента (задавать вопросы, +/- стороны характера, отношение с семьей), попросить, чтобы посмотрел на себя глазами других.

4. Отношение клиента с миром, другими людьми (как думает, есть ли друзья/враги), можно рассказать о себе, если клиент в ступоре.

После этого принимается решение об отказе/продолжении работы.

Заключение контракта:

1. Письменный.

2. Устный.

Содержание контракта:

1. Права и обязанности сторон.

2. Как осуществляется оплата.

3. Должны быть прописаны ситуации опоздания и т.д.

4. Обговариваются время, место и частота.

5. Проговорить и прописать что во время работы нужно предупредить клиента, чтобы он не принимал никаких решений, касающихся его проблемы.

6. Прописывается право на последнюю встречу (что будет являться итогом).

Вторая стадия: изложение проблемы, «исповедь» клиента.

Сбор информации о проблеме клиента

Три способа решения проблемы.

1. Дать клиенту то, что он хочет.

2. Изменить проблему.

3. Изменить отношение к проблеме.

Важно обратить внимание на:

1. Опыт – описание конкретных фактов и событий

2. Поведение клиента – реакции на события внешние и внутренние.

3. Чувства клиента, связанные с опытом и поведением.

Техники:

1. Беседа.

2. Интервью.

3. Наблюдение.

4. Диалог.

5. Слушание (вербальное, невербальное).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: