Четвертая стадия: стратегическая

Одна процедура – определение возможных решений проблемы.

Техники

1. Информирование клиента (информация должна быть доступной, конкретной, объективной, никакой двойственности толкований).

2. Совет, как рекомендация, мнение (требования: совет никогда не должен быть прямым, лучше в виде вопросов, метафор).

3. Убеждение – логически безупречная аргументация правильности своих суждений.

4. Разъяснение – развернутое, конкретное объяснение позиции психолога.

Вторая процедура: согласование плана действий.

Техники

1. Поиск множественности решений.

2. Конкретизация ожидаемого результата.

Третья процедура: определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

Четвертая стадия: «реализация плана клиентом»

29. Теоретические основы и основные направления коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. История возникновения психолого-педагогической коррекции.

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии.

Первый период - описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период - этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».А.Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В.П. Кащенко - методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л.С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

- Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

- Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

- В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

- Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

- В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

- Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основные направления психокоррекции. По коррекционным задачам:

1. семейная коррекция;

2.игровая коррекция;

3. нейропсихологическая коррекция (Нейрокоррекция - это комплекс двигательных, пальчиковых, дыхательных упражнений, учебы.);

4.коррекция личностного роста.

По характеру направленности:

1. симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

2. каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий,

По способу коррекционных воздействий:

1. директивные виды (Включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руководителя терапевтического процесса, возложение им на себя ответственности за достижение психотерапевтических целей и дидактичность. К Д. п. относятся методики поведенческой психотерапии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии.

2. недирективные виды (Недирективный подход предполагает отказ от специальных корректирующих техник и диагностических тестов. Однако этот метод позволяет психологу быть в процессе свободным и творческим. Обучение происходит через взаимодействие в «свободном пространстве»).

По форме организации: 1.

1. общая психокоррекция (мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями,

2. частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия

3. специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем). Комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста

По содержаниюразличают коррекцию: познавательной сферы;личности;аффективно-волевой сферы;поведенческих аспектов;межличностных отношений:внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);детско-родительских отношений.

По форме работыс клиентом различают коррекцию: индивидуальную;групповую:в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;смешанную форму (индивидуально-групповую).

30. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Ме­тоды и средства психолого-педагогического воздействия.

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических осо­бенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

две функции психологической диагностики — на­учную и практическую.
1. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность но конструированию психодиагно­стических методик.

Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психо­логических особенностей людей.
2. Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиа­гносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуаль­ные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельно­сти практических психологов называются постановкой диагноза и осу­ществляются ради решения определенных прикладных задач.

Поле анализа психодиагностической информации следует этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.

Практическую психодиагностику следует рассматривать в неразрывном единстве с задачами психического и личностного развития ребенка или коррекции этого развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: