Традиционные медиа

Печать и издательства

На прессу – второй по значению рекламоноситель (после ТВ) – приходится не более четверти медиарекламного рынка. Пресса играет немаловажную роль, хотя и чтение газет и журналов больше свойственно образованной части бразильцев (элите), особенно мужского пола. Вот почему массовая пресса распространяется, как правило, в виде спортивных газет либо в виде популярной в стране бесплатной прессы. Но положительная тенденция заключается в том, что происходит постепенный рост грамотности населения.

Следует учитывать и то, что большинство газет в Бразилии выросли из местных и региональных, так что они остаются важным источником местных новостей. К тому же, они в основном принадлежат наиболее влиятельным в регионе семьям (Фриас, Чивита, Мариньо) или сообществам – и, соответственно, служат их рупором. Так, например, «Глобу» (О Globo — «Земной шар», 1925 г., 200 тыс.); «Журнал ду Бразил» (Jornal de Brasil - «Газета Бразилии», 1891 г., 170 тыс.); «Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado de Sao Paolo — «Штат Сан-Паулу», 1875 г., 250 тыс.); «Фолья ди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo — «Листок Сан-Паулу», 1921 г., 340 тыс.).

Журналы, как и в других странах, сохраняют значимость как специфический инструмент маркетинговой коммуникации, особенно «качественной аудиторией». Сегмент журналов в Бразилии очень развит: более 1700 журналов, среди которых только женских – 150.

Средний объём тиража ежедневного выпуска печатных изданий в Бразилии (газет и журналов) – 4,52 млн. экз.[Lasswell]. При этом в стране выпускается всего 7 федеральных печатных изданий: Jornal de Brasilia, Jornal Alo Brasilia, Brasilia em Dia, Fatorama Brasilia, Jornal da Comunidade, Tribuna do Brasil и Jornal Coletivo.

Ведущими печатными изданиями в Бразилии являются:

«Диа» (O Dia) - ежедневная газета Рио-де-Жанейро;

«Коррейу Бразиленсе» (Correio Braziliense) - влиятельная ежедневная газета;

«Глобу» (O Globo) - ежедневная газета, принадлежащая группе Globo;

«Журнал ду Бразил» (Jornal de Brasil) – ежедневная газета Рио;

«Фолья ди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo) – ежедневная газета Сан-Паулу;

«Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado de Sao Paolo) – ещё одна ежедневная газета Сан-Паулу.

Издательской деятельностью в стране занимаются непосредственно издательские дома (компании), входящие в состав крупных бразильских медиаконцернов, выпускающие принадлежащие им газеты и журналы. Так, Grupo Folha владеет издательством Plural Editora, Grupo Abril принадлежит издательская компания Editora Abril, а Globo распоряжается издательским домом Editora Globo. Editora как разпереводится с португальского как издательство.

 

Также издательством активно занята Национальная ассоциация журналистов Бразилии (ANJ), которая самолично издаёт, например, Journal ANJ, Jornais Brasileiros, Journal na Educacio, Suplemento LER, Clipping.

Радио

Интересно, что самым первым шагом бразильского медиамагната Роберту Мариньо, который только начинал строить свою медиаимперию Globo, стало создание сети новостных радиостанций: так появились Radio Globo и Radio CBN.

На общем медиарынке и рынке рекламы доля радио держится стабильно (4-5%). Сейчас также активно внедряется цифровое вещание. В 2006 году создан Альянс цифрового радио. И теперь цифровое вещание ведут такие станции, как Sistema Globo de Radio, RBS, Bandeirantes, Band News FM, Alpha, молодёжная 89 FM. Из-за размеров страны рынок радио не слишком изучен: из около 4 тысяч радиостанций, примерно 40% профессиональных (с рекламным финансированием), остальные политические или религиозные.

Вот главные радиовещательные сети страны:

«Радиу Насионал» (Radio Nacional) - вещание государственной компании «Радиубраз» на средних волнах и FM;

«Радиу Глобу» (Radio Globo) - коммерческая сеть корпорации Globo;

«Радиу Эльдораду» (Radio Eldorado) - дочерняя компания газетного издательства «Эстаду де Сан-Паулу», ведет новостной канал на средних волнах и музыкальный канал на FM;

«Радиу Бандейрантеш» (Radio Bandeirantes) - радиовещательная сеть небольшой корпорации «Групу Бандейрантеш»;

«Радиу Культура» (Radio Cultura) - общественная сеть программ о культуре.

К сожалению, в Бразилии по-прежнему остро стоит проблема расслоения на бедных и богатых. Тяжелыми социальными условиями отличаются крупнейшие города страны - Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Они окружены кварталами трущоб - их называют фавелами, - в которых проживает почти треть населения этих мегаполисов. Поэтому возникла необходимость создания радиостанций вроде радио «Фавела» (Radio Favela).

Это FM-радиостанция, вещающая из Белу-Оризонти. В эфире она с 1981 года. Вещание ведётся из фавелы Носса-Сеньора-ди-Фатима (Пресвятая Дева Фатимы Nossa Senhora de Fátima) района Серра Белу-Оризонти. В первые годы вещания радиостанция считалась пиратской и подвергалась преследованиям со стороны властей. В настоящее время имеет официальный статус, подпадая под действие федерального закона об общественном радиовещании.

ТВ и телекоммуникационные сети

ТВ в Бразилии начало деятельность в 1950 году с запуском к настоящему времени прекратившего своё существование телевизионного канала Rede Tupi. С тех пор, телевидение Бразилии значительно улучшилось, став одной из самых больших и наиболее производительных коммерческих телевизионных систем в мире. Самая большая сеть - Globo, является четвёртой по величине коммерческой сетью в мире и одной из крупнейших телевизионных экспортёров по всему миру.

Проблема аудиовизуальной концентрации собственности СМИ, относительно более остра в этой стране нежели в США. Согласно исследованию Донос да Мидиа, компания Globo управляет 340 телевизионными станциями, больше чем SBT и Record Rede. Это объясняется тем, что ТВ в стране было начато частным сектором. Первая национальная сеть общественного телевидения TV Brazil была развёрнута только в 2007-м, и в тот же день в стране было впервые введено цифровое ТВ, изначально охватывающее города Бразилиа, Рио, Сальвадор, Сан-Луис и Сан-Паулу.

Телекомпания Globo была основана в 1962 году с привлечением американского капитала и, начав вещание в 1964-м, довольно быстро стала крупнейшей на рынке (почти 100% технический охват бразильской аудитории – до 80 млн. зрителей в день, а также 74% доля в прайм-тайм, по данным 2007 года).

Правительство много сделало для развития ТВ вообще: в частности, субсидировало покупку телевизоров. А выдача лицензий на вещание, полностью завися от диктаторов во время военного режима, определялась и личными отношениями.

Во многом благодаря административному ресурсу медиагруппа и телекоммуникационная компания Globo уже к 1970 годам далеко оторвалась от конкурентов. Только в это время правительство стало принимать определённые меры по воссозданию конкуренции в медиа. Монополия в СМИ стала представлять некоторую опасность, ведь – в отличие от многих других стран – военная диктатура в Бразилии держалась не на отдельных харизматических лидерах, а на генералитете в целом.

Получается, что одной из важнейших составляющих успеха знаменитого Globo является государственная поддержка: как владелец ведущих бразильских медиа, причём, ряд входящих в группу СМИ принадлежат непосредственно политикам, Globo традиционно активно пользуется правительственной помощью для развития своих коммуникаций, особенно ТВ. В дальнейшем во время президентских кампаний группа хоть и поддерживала отдельных кандидатов, но старалась держаться умеренной позиции, уделяя внимание актуальным вопросам и делая акцент на популярном и развлекательном вещании.

Значительную долю телеэфира Globo (до 80%) составляют программы собственного производства, особенно много производится и выпускается телесериалов (студия Projac). В 2004 году медиагруппа Мариньо даже вошла в Книгу Гиннеса: в производстве одновременно находились 1705 различных серий. Сериалы (или теленовеллы) – визитная карточка Globo, причём, в производство вкладываются сравнительно крупные средства. А недавно «мыльная» компания занялась и совместным производством сериалов: с Telemundo (америк. NBC), Azteca (Мексика), SIC (Португалия).

Globo принадлежит и международная телекомпания TV Globo Internacional (охватывает 5,5 млн. зрителей в 115 странах, в том числе 550 тыс. подписчиков). Распространение этой компании постоянно растёт. К тому же, она вещает на платформах местных операторов (кабельное, спутниковое, IPTV). Globo TV Sports продаёт права на трансляции бразильских соревнований в 125 стран мира.

Вот и другие не менее важные составляющие бразильского ТВ:

«ТВ Банд» (TV Band) - коммерческая сеть небольшой корпорации «Групу Бандейрантеш»;

«Реде Глобу» (Rede Globo) - крупная коммерческая телевизионная сеть гиганта Globo;

«Система Бразилейра ди телевизао» (Sistema Brasileiro de Televisao) - крупная коммерческая телевизионная сеть;

«ТВ Рекорд» (Rede Record) - крупная коммерческая телевизионная сеть;

«НБР» (NBR) - вещание государственной компании «Радиубраз»;

«Реде ТВ» (Rede TV) - коммерческая сеть;

«ТВ Культура» (TV Cultura) - общественная сеть культурного и образовательного телевещания.

Телекоммуникации Бразилии (в количественном отношении):

Ø Телефонных линий — 41,4 миллионов в 2009 году,

Ø Мобильных телефонов — 173,9 млн штук в 2009 году,

Ø Телевизионных станций — 138 в 1997 году,

Ø Радиостанций в 1999 году:

· AM — 1365,

· FM — 296,

· коротковолновых — 161,

Ø Пользователей Интернета — 50 млн. на март 2008 года (26,1 % населения).

Кино и индустрия развлечений

Студия Projac, о которой уже говорилось выше, является крупнейшей в Латинской Америке – её называют Голливудом в Сан-Паулу. Основное кино- и телепроизводство происходит именно там. Наравне с теленовеллами в Projac занимаются и съёмками кинофильмов.

Сериалы исторически прозвали «мыльными операми», главным образом, потому, что они предназначались в большей степени домохозяйкам, сидящим на диване перед экраном и в перерывах между сериями (и на рекламах) занятым уборкой в доме (с помощью моющих средств). Вот почему в телесериалы, а потом и в кинопродукцию стали потихоньку внедрять рекламу разных моющих средств. К тому же, на первых порах, когда теленовеллы только запускали в эфир телеканалов Бразилии, большинство населения было не знакомо с правилами гигиены. Поэтому рекламодатели не только в рекламных паузах, но и в самих сериалах пытались акцентировать внимание на том, как следует умываться и чистить зубы (это не только product placement, говоря современным языком, но и просветительская функция). Это касается и кино.

Так, например, самым крупным брендом в Бразилии был признан бренд Omo (моющее средство), который даже превосходит по распространенности бренд Coke. Об этом рассказал Тревор Горин из компании Unilever, которая, по его словам, работает в Бразилии уже более 75 лет. Так что бренд Omo считается уже не импортным, а бразильским национальным. То же самое можно сказать и о бренде Dove. Это фантастическое достижение для рекламодателя, если люди начинают считать его бренд частью национальной потребительской культруры.

Ещё в Рио-де-Жанейро есть крупный развлекательный парк Globoworld. На него немного похож и другой парк развлечений в окрестностях Рио - «Терра-Энкатада» (Terra Encatada). Это всевозможные аттракционы, в том числе американские горки, «ковер-самолет», «торнадо» и т.п., которые собирают миллионы туристов каждый год. Первый, правда, гораздо больше по размерам и представляет собой бразильский аналог Disneyland.

В мире Бразилию уважают, в первую очередь, за высокие достижения в области футбола. А примером вклада страны в мировую культуру могут служить автор классических музыкальных произведений Эйтор Вилла-Лобос и Антонио-Карлос Жобим, которого боготворят любители босановы. Также известен бразильский музыкальный жанр африканского происхождения, считающийся одним из основных проявлений национальной культуры страны. Под современным понятием «самба» подразумевается городской музыкальный жанр Рио-де-Жанейро, т. е. городская самба кариока (кариока - так называют себя местные жители Рио). По стране открыто множество различных профессиональных школ самбы. Но популярный танец самба — не единственное проявление танцевальной массовой культуры Бразилии. Среди самых знаменитых школ танца — балет «Стажиум» (Stagium) и «Группа Корпу» (Grupo Corpo). Ещё широко известны бразильские школы капоэйры - бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.

Cтоит обязательно сказать о таком важном и ярком сегменте в индустрии развлечений и культурной жизни Бразилии, как карнавал. Это ежегодный фестиваль, который проводится за сорок дней до Пасхи и отмечает начало Великого поста. Бразильский карнавал является крупнейшим народным праздником страны и имеет некоторые отличия от карнавалов как в Европе, так и в других странах Латинской Америке. Кроме того, существуют региональные вариации карнавала в самой Бразилии. По масштабам и массовости самым крупным и значительным считается карнавал в Рио-де-Жанейро. Во время него местные кариоки стараются уехать из города и смотреть действо (парад школ самбы) по ТВ, на самом карнавале присутствуют в основном туристы со всех концов света. Из Рио традиция карнавальных парадов школ самбы очень скоро распространилась на другие города и особенно прижилась в Сан-Паулу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: