Онлайн и мобильные медиа

Хотя аудитория Интернета в Бразилии до сих пор в основном состоит только из молодёжи, новые медиа в этой стране уже являются весьма значимыми (причём, технический охват составляет около 36%, и это по большей части широкополосный Интернет). И, согласно официальным данным по Бразилии (Newspaper circulation in Brazil…), 87% граждан страны доверяют именно онлайн-источникам. Видимо, неспроста.

По прогнозу Magna, в течение 2015-го Интернет в Бразилии станет вторым после ТВ рекламоносителем. В этом ключе стоит иметь в виду миграцию аудитории печатных изданий во Всемирную сеть и активное развитие в стране социальных сетей: Бразилия находится, по оценкам экспертов, на втором месте в мире по времени, проводимому в социальных медиа. С помощью анализа хештегов, например, в микроблогах Twitter было обнаружено, что бразильцы среди всех тем уделяют большее внимание спорту и искусству (Brzezinski).

В настоящее время специалисты исследуют распространение «игрофикации» новостей (новостных игр) в Латинской Америке и, в частности, в Бразилии. Имеется в виду тенденция к соединению журналистики и видеоигры для передачи информации (как новый способ донесения новостей о текущих событиях). Это сравнительно новый формат рассказа, который восполняет пробел между репортажем и видеоигрой, и доверие к которому в журналистском сообществе постепенно возрастает.

Бразильский журнал Superinteressante, который выпускает молодежное подразделение издательства Editora Abril (Núcleo Jovem), уже достиг значительных успехов в разработке таких новостных игр. Подразделение Núcleo Jovem в Abril давно было лидером в инфографике - журналы всегда получали награды в этой области, и в Бразилии, и за рубежом. Поначалу его команда не знала, что делает новостные игры, этот термин не использовался. Создавались инфографика, цифровые журналы, игры и видео. И однажды пионер в Бразилии в области «игр с альтернативной реальностью» (ARG) редактор Рафаэль Кенски задумал разработать первую новостную игру в Superinteressante, которая называлась CSI – ciencia contra o crime. В ней игрок выступал в роли криминалиста, использующего различные методы расследования. Она была связана с обложкой номера за октябрь 2008 года и базировалась на журналистских расследованиях. Кенски думал, что создает новый жанр, потому что бразильцы еще не знали о подобных продуктах в других странах.

В новостных играх самое важное – понять, поможет ли игра в восприятии информации (также через пост и инфографику). Если игра просто дает информацию – это может быть только игра. Если игра не развлекает – это будет просто журналистика. Человек, который хочет работать с новостными играми, должен играть — на планшете, на мобильном телефоне или на других платформах — или, по крайней мере, исследовать игры, а также давать полезные ссылки пользователям.

Кроме того, последнее десятилетие в Бразилии отмечено появлением большого числа так называемых гражданских (альтернативных) СМИ, публикующих печатные, аудио- и видеоматериалы о социальных протестах в стране. Журналисты и активисты таких сетей, как Midia Ninja, RioNaRua, Moqueca Midia, Rasiotube, используют в своей работе передовые технологии, чтобы опередить традиционные СМИ, зафиксировать самое важное и интересное, сделать уникальные кадры, которые потом соберут тысячи репостов в социальных сетях.

Речь идёт о представителях бразильских гражданских СМИ. Они используют недорогую и компактную съемочную аппаратуру. А одним из главных продуктов таких СМИ, наряду с эксклюзивными интервью, документальными фильмами и расследованиями, является онлайн-вещание в Интернете, которое ведется с помощью камер мобильных телефонов, планшетов и других модных сегодня гаджетов непосредственно с места события и при этом сопровождается комментариями журналиста.

Основной канал распространения материалов таких гражданских СМИ – социальные сети вроде Twitter и Facebook и собственные бразильские сайты с доменом br., как те, что указаны выше. Для трансляции в сети микроблогов журналисты чаще всего используют мобильное приложение TwitCasting, позволяющее отправлять твиты сразу с нескольких аккаунтов, автоматически дублировать их в Facebook, получать уведомления о действиях конкретного пользователя, применять различные фотоэффекты к фотографиям, добавлять к ним подписи и многое другое – причём, одновременно.

Тем временем сайты некоторых сетей гражданской журналистики, например, Midia Ninja, расположены на платформе Oximity, которая дает зарегистрированным пользователям возможность размещать новости, переводить имеющиеся материалы на иностранные языки и распространять опубликованные материалы в Интернете и, в частности, в социальных сетях. Так что пользователи сами определяют повестку дня.

А в прошлом году в СМИ появилась любопытная новость о том, что группа бразильских журналистов (газета Folha de S. Paulo) и французский разработчик (парижский корреспондент издания Estadão) создают платформу для независимых репортёров (для аналитических и расследовательских материалов под названием Indie Journalism). Главную цель этого проекта команда сформулировала так: создать платформу, которая объединит читателей, заинтересованных в глубоких исследовательских материалах, и журналистов, которые хотят и умеют такие материалы делать. Новая платформа будет работать, по сути, как цифровой ньюсрум. Интересно, что в противовес распространённым в Бразилии схемам оплаты за контент, Indie предложит читателям целый комплекс тем, которые будут расследоваться журналистами. Читатель выберет себе конкретную тему и купит подписку только на неё.

Все перечисленные технологии позволяют представителям гражданской журналистики оперативно реагировать на происходящие события и вовлекать читателей в активное обсуждение своих материалов.

Также Интернет в Бразилии, по мнению специалистов, постепенно переходит из разряда поддерживающих в основные рекламные медиа. Кинофильмы уже тратят на Интернет больше, чем на любые другие медиа. Так, активно рекламируются онлайн автомобили, растёт ритейл, а вот такие категории, как банки и фармацевтика, пока относятся здесь к Интернету с осторожностью. В любом случае, за Интернетом в этой стране начали признавать эффективность в отношении имиджевой рекламы.

Медиаорганизации

Новостные агентства. В Бразилии действуют несколько новостных (информационных) агентств. Вот самые главные среди них:

«Аженсия Бразил» (Agencia Brazil) - государственное информационное агентство, созданное в 1979 году. Оно является ведущим поставщиком новостей в стране. Сегодня его штат составляет более 700 сотрудников.

«Аженсия Глобу» (Agencia O Globo) – частное информагентство. Не трудно догадаться, что оно принадлежит крупной бразильской медиакорпорации Globo. Благодаря своему более чем 30-летнему опыту работы с новостями в Бразилии и в мире агентству с успехом удаётся распространять репортажи, фотографии, статьи и эксклюзивные интервью, взятые в том числе и из ведущей газеты корпорации – O Globo, - а также из издания Extra и не только. К тому же, агентство ежедневно обеспечивает общественность новостями (около 300 в день) от каждого корреспондентского бюро и редакций, расположенных по всей стране и далеко за её пределами. Причём, эта информация не только общественно-политическая, но и специальная – финансово-экономическая для предприятий и госучреждений, для Интернет-компаний и т.д. Благодаря общественному признанию за высокое качество и достоверность поставляемой информации агентство имеет широкий круг бизнес-партнёров во всех штатах Бразилии, поэтому оно также готовит и распространяет специальные репортажи, колонки, фото и инфографику для более ста бразильских изданий (газет и журналов), телеканалов и Интернет-СМИ. А международное партнёрство включает в себя, главным образом, такие известные агентства новостей, как EFE и France-Presse (AFP).

«Аженсия Эстаду» – ещё одно небольшое частное информагентство, которое базируется в Сан-Паулу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: