Медиаконцерны

В Бразилии наиболее сильными игроками на медиарынке считаются два конгломерата - Globo и Grupo Abril. И, как было сказано выше, эта могущественная пара компаний заполонила своим контентом практически все информационное пространство страны и не только. Более того, эти группы не позволяют иностранным медиакорпорациям проникать в их, так скажем, родную зону влияния. Также общеизвестно, что, как и большинство медиакомпаний Латинской Америки, бразильские медиагруппы – чисто семейный бизнес. Рассмотрим их подробнее.

Появление в мировых рейтингах наиболее влиятельных компаний бразильского Globo (официальное название которого Organizacoes Globo) наравне с американскими Microsoft и Facebook – свидетельство роста экономики стран БРИКС и, в частности, самой Бразилии. Этому южному конгломерату принадлежит одна из самых охватных телевизионных сетей, сервис платного ТВ, многочисленные газеты, журналы, радиостанции и Интернет-сайты. В группу входят более 80 компаний (24 тыс. сотрудников).

Бренд Globo многолик. Это и название самого медиаконцерна, и крупная бразильская газета (O Globo), и первая по величине португалоязычная телекоммуникационная компания в мире и в Бразилии, а также одноимённый крупный бразильский телеканал (Globo).

Основатель и владелец компании – Роберту Мариньо – начал развивать свое детище с газеты. На работу в O Globo он пришел после смерти своего отца, который умер через 23 дня после ее открытия. Начав в 1925 году с должности репортёра, Мариньо стал быстро двигаться по служебной лестнице и спустя 6 лет занял место ответственного секретаря. Потом он занял пост президента компании и оставался в этой должности до конца своей жизни, умер в возрасте 98 лет в 2003 году. И после его смерти тогдашний президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва сказал, что страна потеряла великого человека.

Это действительно так. Первые шаги в журналистике Мариньо сделал еще до Второй мировой войны, а через десятки лет название его газеты уже носила целая медиаимперия. Медиамагната называли хозяином «мыльных опер», доходы от «мыльного» киноцарства исчислялись в миллиардах долларов, сам же Мариньо занимал второе место в списке самых богатых латиноамериканцев. В 2000-м его состояние оценивалось в 6 млрд. долл.

Мариньо, естественно, находился и внутри политического поля. Его нередко называли «деятелем королей» - говорили даже, что он проводил собеседования с кандидатами на пост министра временного правительства. Исполняющий обязанности президента Бразилии во временном правительстве заявил в своё время, касаясь вопроса о кандидатуре на пост министра коммуникации: «Я готов бороться с министром обороны, но не с Роберту Мариньо» (Cм. A. Kirkman (Forbes). Brazil’s Big Picture. 2000). Только в ранний период (до военного переворота 1964 года) Globo старалась придерживаться независимой журналистики, дистанцируясь от государства и от партий. Она позволяла себе – в определённых рамках – критиковать систему. В принципе же, в основном она держалась либеральной политики. Зато потом, в обмен на покровительство властей, СМИ, принадлежавшие Мариньо, всячески поддерживали военную диктатуру в Бразилии. Диктаторы использовали Globo как средство достижения своей основной цели – интеграции страны (а это было необходимо, учитывая определённую раздробленность, слабую дорожную и информационную сеть в то время) – опять же, работать только с одним крупным СМИ было удобнее. Журналисты стали говорить о демократических тенденциях в стране только в 80-х годах, когда стало очевидно, что военный режим доживает свои последние дни. Сейчас СМИ могут позволить себе многое, в частности, острую полемику на злободневные социальные и даже политические темы. Со временем в прессе, на радио и на телеэкранах появились игровые жанры, а телеканалы стали выпускать в эфир ток-шоу и реалити-шоу.

Империю Роберту Мариньо унаследовали трое его сыновей. Часть акций принадлежит также многочисленным внукам и правнукам умершего. Сейчас Globo находится в руках старшего сына Роберту.

Телекомпания сделала теленовеллы или сериалы (иначе – «мыльные оперы») предметом бразильского экспорта в 50 стран мира. Уже в 60-х сериалы заинтересовали всю Бразилию. В стране существует целая культура телесериалов, которая подразумевает привычное для женщин и, что интересно, мужчин времяпрепровождение (наравне с просмотром спортивных матчей вроде футбола) за просмотром сериалов. Их производили и другие компании, но Globo всегда считалась лидером в этом жанре. Со временем количество теленовелл увеличивалось, и компания построила для съёмок огромную студию, аналог американского Голливуда – пригородний телегородок «Прожак» (Projac).

В России компания как раз и известна благодаря её многочисленным телесериалам (её собственного производства), среди них первым по российскому ТВ был показан сериал «Рабыня Изаура». У нас были популярны, например, такие «мыльные оперы», как «Клон», «Семейные узы», «Земля любви, земля надежды», «Во имя любви». А в 2003 году прошло вручение премий одной из самых престижных премий, вручаемых за достижения телевидения в Латинской Америке. Тогда компания Globo получила приз как лучшая компания-производитель телесериалов, а снятый ею сериал «Клон» был назван лучшей теленовеллой.

Кроме того, в структуре Globo есть сеть новостных радиостанций (Radio Globo куплена в 1944 году, есть и Radio CBN), издательский дом Editora Globo, несколько звукозаписывающих фирм, кабельные сети, бесплатное эфирное и платное ТВ (компании Cabo Globo и Globosat – 70% рынка (и доли в NET и Sky Brazil), Интернет-портал и мобильное ТВ. Другие сферы присутствия – недвижимость, связь, музыка, парк развлечений и благотворительный фонд.

Grupo Abril (известный также как Abril)– бразильский медиаконгломерат родом из города Сан-Паулу. Его история началась ещё в 1950 году с выпуска бразильской версии журнала комиксов о Дональде Даке. С тех пор его рост на издательском рынке повысил стандарты качества многих изданий страны. Будущий концерн также постепенно создавал журналистскую культуру в Бразилии, которая, прежде всего, учитывает интересы аудитории, стремится к высокому качеству во всем: от текстов и фотографий до производства и выхода изданий. Плюс, всегда руководствуясь широким кругом мнений, группа и её структуры часто были в центре общественных дебатов.

Основатель концерна журналист и издатель итальяно-бразильского происхождения Виктор Чивита начинал свою деятельность в небольшом офисе созданного им издательства (издательского дома Editora Abril, который затем перерос в целый издательский концерн) в центре Сан-Паулу. К публикации первого издания комиксов о Дональде Даке в штате числилось всего полтора десятка сотрудников. В дальнейшем Чивита будет инвестировать в технологии и медиа и начнёт привлекать в компанию самых талантливых бразильских специалистов. И его команда, в течение следующих десятилетий выпустит десятки новых изданий, чтобы удовлетворить растущий спрос бразильцев на информацию. Компания заняла свою нишу на издательском рынке страны, особенно когда удалось стимулировать производство отечественных комиксов.

Концерн всегда старался удовлетворить читательский интерес бразильских женщин. И первый журнал для них был выпущен в 1961 году (в переводе с порт.яз. «Клаудия»), он был адресован домохозяйкам, а потом будет постоянно развиваться и отслеживать все перемены своей аудитории. Также были популярны журналы, говорящие на одном языке с подростками, они славились так называемыми яркими «фотоновеллами» и информацией о моде, потому и были самыми продаваемыми (как, например, «Манекен»). С 1966 году появляется первое издание в стране, журналисты которого занялись репортажами на злобу дня («Реальность»).
Впоследствии рост туризма и автомобильной промышленности породили новые интересы у бразильцев. Для этого концерн выпускает ещё ряд изданий, среди них - «Четыре колеса», «Туризм и отдых». Интересы мужской аудитории тоже не остались за бортом: Playboy, VIP, Men’s Health и т.д. Внедрение новых технологий расширили деятельность медиагруппы. Компания стала предоставлять качественный контент на различным (мульти) платформах. Так, Abril занимается сначала развитием телекоммуникационной сферы, а затем и Интернета.

Сегодня компания предлагает услуги цифрового ТВ, широкополосного доступа в Интернет, эфирное ТВ и не только. Интересно, что в 90-х медиагруппа стала пионером в запуске латиноамериканской версии молодёжного музыкально-развлекательного канала MTV (MTV Brazil). В 1999 году был выпущен Ajato, интернет-провайдер широкополосного доступа. А с недавнего времени компания занялась мобильными медиа: стала разрабатывать качественный контент для смартфонов, планшетов и персональных компьютеров. И в целом, Abril уже выпустила примерно 29 приложений на платформах iOS, Android и для ПК.

В 2013 году медиагруппа не подверглась серьёзной реструктуризации, чтобы можно было также утверждать о высоком качестве журналистского продукта и оживить свои СМИ, ставшие брендами. Новая структура компании представляет собой буквально эволюцию усилий, которые предпринимает Abril ежедневно, чтобы оставаться одним из лидеров в отрасли печатных СМИ и цифрового контента.

Abril (издательство, ТВ и телекоммуникации, Интернет) также известен: множеством журналов, среди которых, например, новостной еженедельник Veja, бразильская версия научно-популярного испанского Muy Interesante - Superinteressante, бразильская версия Cosmo – Nova, также телеканалом TVA, собственным издательством Editora Abril и многим др.

Семья Чивита владеет медиагруппой и после смерти своего основателя, а потом и его сына Роберто. Сейчас в основном все дела компании ведёт один из внуков Виктора – Жан Карло Чивита.

Есть и ещё один бразильский медиаконцерн, который вслед за Globo и Abril считается крупным и влиятельным (условно на третьем месте). Это Grupo Folha (печатная пресса, издательство и Интернет) – группа, созданная аж в 1921 году бразильским бизнесменом Октавио Фриас де Оливьера, который инвестировал много средств в известную высокотиражную ежедневную газету, являющуюся визитной карточкой компании, Folha de S. Paulo, которая с 1986 года сохраняет лидерство среди качественной прессы Бразилии.

Также в группу входят, например, TV Folha (новостное онлайн-ТВ и еженедельное телешоу, транслируемое на TV Cultura), F5 (лайфстайл-портал новостей о светской жизни и развлечениях), Agora Sao Paolo (популярная газета), Valor Economico (ведущее финансово-экономическое издание о бизнесе, точнее 50% от него принадлежит Grupo Folha и другая половина - Globo), а также UOL: Universo Online (Интернет-контент и сервисный провайдер).

Сейчас председателем совета директором компании является родственник основателя – Луис Фриас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: