Изъяны доктрины святилища

Не может быть никаких сомнений в искренности, усердии и честности тех, кто сформулировал традиционное адвентистское толкование Даниила 8:14. В равной мере очевидно, что они следовали ошибочным принципам prooftext метода:

1) в 4 крупных вопросах они приняли ошибки перевода, где в переводе короля Иакова искажен древнееврейский оригинал текста,

2) они полностью проигнорировали буквальный контекст Даниила 8:14,

3) они также проигнорировали исторический контекст, точно определенный в первых 6 главах и главе 9:1-19 книги Даниила, в которых даны несколько пророческих сцен и к которым они конкретно применялись,

4) они не учли перспективу истории спасения, указанную в книге Даниила (и всего Ветхого Завета)126, в которой находится Даниила 8:14 и к которой Даниил его конкретно относил.

Как указано в предыдущем разделе этой статьи, как принцип sola Scriptura, так и исторический принцип требуют учета всех этих факторов.

Сегодня любого, допустившего такие грубые промахи в истолковании Библии, автоматически посчитают ненадежным исследователем Библии. Если бы пионеры нашей вести следовали принципам исторического метода, они никогда не пришли бы к таким выводам, и никогда не пережили бы горького разочарования 22 октября 1844 г.

Давайте подражать их искренности, усердию и преданности Слову Божьему, и будем верны тому, что нам известно сегодня, как они были верны известному им в свое время!

Под заголовком «Служение Христа в небесном святилище» пункт 2332 «Основных доктрин» выглядит так, как изложено ниже. Мы проведем различие между той частью этого пункта, которая точно отражает Писание, выделив ее жирным шрифтом, и ошибочным истолкованием библейских мест в доктрине святилища, обычным шрифтом:

«В небе находится святилище, скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек. Там ради нас Христос совершает служение, предоставляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех. Со времени Своего вознесения Он стал нашим Великим Первосвященником, и тогда же было положено начало Его ходатайственному служению. В 1844 году по окончании пророческого периода 2300 дней Он вошел во вторую последнюю фазу Своего примирительного служения. Оно заключается в следственном суде, в результате которого происходит окончательное удаление всех грехов. Это служение прообразно было представлено очищением древнего еврейского святилища в День Очищения. В прообразном служении земное святилище очищалось кровью жертвенных животных; небесное же святилище очищается совершенной жертвой крови Иисуса. Жители неба благодаря следственному суду видят, кто среди умерших на земле почил во Христе, и поэтому считается достойным иметь участие в первом воскресении. На этом суде также обнаруживается, кто из находящихся в живых пребывает во Христе, и благодаря Ему готов к переселению в вечное Царство Агнца. И когда это служение Христа завершится, одновременно с ним закончится отведенное для людей время испытания перед Вторым пришествием».

Первая часть предыдущего утверждения точно отображает служение Христа ради нас со времени Его возвращения на небеса, произошедшего почти 2000 лет назад. Последняя часть не имеет вообще никакого основания в Священном Писании. Для того, чтоб находиться в согласии с принципом sola Scriptura, эту часть следует удалить из Основных доктрин и заменить ее расширенным изложением служения Христа [в небесном святилище], как оно изложено в Послании к Евреям.

Эфемерная пуповина имеет существенное значение до рождения ребенка, но совершенно не нужна после его появления на свет. Возможно ли, что традиционное адвентистское истолкование подобно такой духовной пуповине, которую Бог позволил в роли средства оживления ожидания Его Пришествия, но которую нужно отбросить после того, как она отслужила свой срок? «В который час не думаете придет Сын Человеческий», «ночь прошла, а день приблизился», «облечемся в оружия света», «какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия», «ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» 127. Возможно ли, что Бог не взыскивал с них этот изъян в их понимании Даниила 8:14 и уважил их честность из-за того, что им пришлось пережить травматический опыт 22 октября 1844 г., который оживил их ожидание Пришествия Иисуса? Господь задолго до этого велел Своим последователям: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» 128.

Основной причиной горького разочарования было незнание факта, что во время жизни Даниила ему была дана картина будущего, конкретно применяемая к иудейским пленникам в Вавилоне, ожидающим своего возвращения в родную землю и к Божьим планам для них, кульминацией которых является установление Его вечного царства праведности… Это становится очевидным, когда принимаются во внимание исторические обстоятельства времен Даниила и их перспектива истории спасения - все они ясно видны в самой книге Даниила. Предположение о том, что Даниила 8:14 в то время предвосхищало события нашего времени, послужило основной причиной ошибки 1844 г. и последующего разочарования. Продолжающееся разочарование будет неизбежным до тех пор, пока эта ошибка не будет признана и исправлена наравне с принципами, на которых она основывалась.

10. Доктрина святилища и Sola Scriptura

Традиционное адвентистское истолкование доктрины святилища основано на принципе или методе пророческой интерпретации, называемом «историцизм». В результате следующие этому методу исследователи Библии автоматически считают эту доктрину безукоризненной. С другой стороны, исследователи Библии, следующие историческому принципу или методу, обнаруживают, что традиционная доктрина святилища изобилует изъянами. В результате, различия во взглядах на доктрину святилища могут быть разрешены только путем объективной проверки предположений и методологии, на которых они основаны, с помощью принципа Sola Scriptura. Два метода33 настолько же взаимоисключающие и непримиримые, как день и ночь, а выбор между ними имеет решающее значение для изучения библейских пророчеств.

Историцизм основан на непроверенном предвзятом представлении о том, что библейским пророчествам присуща перспектива истории спасения, имеющаяся у современного читателя; следовательно, она находится в полном согласии с принципом Sola Scriptura. В соответствии с принципом историцизма современный читатель Библии должен понимать библейские утверждения о конце земной истории человечества и связь между событиями с позиции современной перспективы истории спасения непрерывно продолжающегося исполнения библейских пророчеств, начиная с библейских времен до наших дней на протяжении двух тысяч лет. Доктрина святилища и ее защитники всегда принимали этот принцип как само собой разумеющийся и никогда не проверяют его предполагаемую обоснованность объективно. Так было в Glacier View в августе 1980 г. Это же справедливо и в отношении последующего назначенного Генеральной конференцией комитета по Даниилу и Откровению и их семитомного официального отчета, который заранее предположил законность историцизма и никогда не пытался проверить его или отстоять его объективно на основании принципа «только Библия» (Sola Scriptura).

С другой стороны, исторический принцип начинается с объективного рассмотрения пророческих утверждений Библии в плане их подразумеваемого значения, определяемого историческими обстоятельствами и перспективой истории спасения, в рамках которой они были даны и к которым они должны были применяться. Этот принцип принимается не как субъективное заранее существующее предположение, а на объективном основании ясных свидетельств только лишь Библии, как это продемонстрировано в выше приведенных параграфах 7 и 8 по отношению к исторической перспективе и перспективе истории спасения Даниила. Обе эти перспективы книги Даниила очевидны, если ее читать объективно.

Пункт 8 нашей статьи исследует исторические фрагменты книги Даниила и перспективу истории спасения Даниила с целью определения исторических обстоятельств и перспективы истории спасения как основы для понимания значения пророческих фрагментов книги пророка Даниила. Перспектива истории спасения [самого] Даниила в целом одинакова с перспективой истории спасения Ветхого Завета, как показывает моя статья «Роль Израиля в ветхозаветных пророчествах» из 4 тома Библейского Комментария АСД 129. Глава 4 «Ветхозаветная перспектива истории спасения» из моей неопубликованной рукописи «Эсхатология Даниила» (725 стр.) предоставляет богатые доказательства в пользу того, что под конец ветхозаветных времен или вскоре после них ожидалась кульминация человеческой истории.

Иисус и новозаветные авторы единодушно повторяют эту ветхозаветную перспективу истории спасения и ожидают Его обещанного возвращения как кульминацию новозаветных времен. Глава 12 «Новозаветная перспектива истории спасения» из «Эсхатологии Даниила» детально освещает этот аспект.

В начале Своего земного служения Иисус Христос объявил основную тему Своей миссии: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие»34. Что исполнилось? Только временнОе пророчество Даниила в Ветхом Завете определяет «время», о котором здесь говорит Иисус. Следовательно, не менее, чем властью Самого Иисуса исполнение «времени», указанного Даниилом, приблизилось, когда Иисус появился на сцене во исполнение ветхозаветных ожиданий Его Пришествия. Во время Своей проповеди в синагоге в Назарете Он провозгласил по поводу мессианского пророчества из Исаии 61:1-3: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами»35.

Ученики Иисуса задали Ему вопрос о разрушении храма в Иерусалиме, о котором Он только что упомянул, о «признаке» Его пришествия и «кончины века»36. Он отвечал им: «15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте… знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё [а именно включая Его пришествие на облаках небесных, чтобы собрать избранных Его] сие будет» 130.

Конкретное намерение Иисуса от том, чтобы Его замечания по поводу пророчества Даниила исполнились во время жизни поколения Его учеников, видно из:

1) использования им местоимения «вы» по отношению к поколению Его учеников. Это очевидно из многократного использования им местоимения второго лица множественного числа в этой Своей речи и

2) повторяющегося использование ими таких выражений, как «последние времена», «последнее время», «время близко», «Господь грядет», «немного остается времени», «чему надлежит быть вскоре», «гряду скоро», «пришествие Господне приближается», «Судия стоит у дверей», «ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа», «Который и утвердит вас до конца», «время уже коротко», «нам, достигшим последних веков», «Господь близко», «в последние дни сии», «Он же однажды, к концу веков, явился», “еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит” примерно 40 раз по отношению к ожидаемому возвращению Иисуса.131

Иоанн, написавший Апокалипсис, в частности, говорит, что всему описанному в книге Откровение «надлежит быть вскоре», и Иисус четыре раза заверяет его: «Гряду скоро», и в самый последний раз говорит «Истинно37, гряду скоро»38.132

Нет нигде ни малейшего предположения или намека ни в Ветхом, ни в Новом Завете о том, что возвращение Иисуса после библейских времен будет отсрочено на более или менее отдаленный период. Библейские свидетельства ясно указывают на противоположное. Самой Библии ничего не известно по поводу толкования пророчеств принципом историцизма; этот принцип был ей беспричинно навязан. Если бы Гавриил и Даниил находились с нами сегодня, они бы вынесли приговор sola Scriptura против историцизма и в пользу исторического понимания библейских пророчеств, включая книгу Даниила, и настаивали бы на оригинальной библейской исторической перспективе и перспективе истории спасения!

Принцип историцизма, с помощью которого адвентисты понимают и интерпретируют библейские пророчества, с самого начала навязывал пророчествам нашу не-богодухновенную современную перспективу истории спасения, тем самым ненамеренно нарушая принцип sola Scriptura. В отличие от него исторический принцип чтит собственную оригинальную перспективу истории спасения, присущую Библии, при которой пророческие вести давались и к которой их следует применять. Таким образом, исторический принцип уважает принцип sola Scriptura. Давайте же не забывать, что интерпретация библейских пророчеств историцизма всегда несла и продолжает нести ответственность за потерю многих преданных в других отношениях лидеров церкви и за уход из церкви бесчисленных сотен верных в других отношениях адвентистов седьмого дня. К тому же, он отнял у церкви немало времени, внимания и солидные финансовые суммы, отвлекая церковь от ее миссионерской деятельности в мире.

Давно пора ответственным лидерам церкви пробудиться, уделить внимание этой ситуации и принять меры для ее решения. Обскурантистский пятитомный отчет Комитета по Даниилу и Откровению на 1600 страницах принимает и постоянно применяет к библейским пророчествам принцип историцизма как официальной линии церкви. Хотим ли мы, чтобы 21 век явился свидетелем обещанного Пришествия Христа, или мы предпочитаем равнодушно и бесконечно повторять жалкое прошлое историцизма, тем самым внушая неуважение и недоверие библейски грамотным адвентистам и не-адвентистам?

ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ОБСКУРАНТИЗМ И СРЕДСТВО ОТ НЕГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: