Подобно тому, как самолет неожиданно входит в зону турбулентности, Дезмонд Форд в 1945 г. начал испытывать трудности с традиционным адвентистским толкованием Даниила 8:14, святилища и следственного суда. Он решился на то, чтобы собрать все разрозненные фрагменты в целостную картину для разрешения проблемы, которая полагалась бы на надежные принципы библейского истолкования и позволила бы ему остаться преданным адвентистом седьмого дня с полной уверенностью в правильности церкви как подлинного свидетеля вечного Евангелия.
В течение последующих 10-15 лет Форд обнаружил, что некоторые его современники и предшественники уже сталкивались с той же самой проблемой. В своем окончательном документе, представленном в Glacier View «Даниила 8:14, День Искупления и следственный суд» он называет 12 адвентистских лидеров, с кем он обсуждал эту проблему лично или по почте. Он посвятил этой теме диссертацию по защите степени магистра и одну из своих докторских диссертаций. Опубликованные им комментарии книг Даниила и Откровения насчитывают порядка 2000 страниц. Он посвятил исследованию этого вопроса, пожалуй, больше времени и написал более обширные материалы на эту тему, чем любой другой человек в мировой истории.
|
|
Во время своего пребывания на должности заведующего кафедрой теологии Авондейл колледжа в Австралии он подготовил почти половину священнослужителей Австралии. В учебной аудитории и своим личным примером он вдохновил тысячи молодых людей идти путем Христа. Его постоянно приглашали выступать, и тысячи его слушателей свидетельствуют о том, что после его выступлений они приходили к более ясному пониманию Евангелия и уважению к благой вести. Главной темой его жизни всегда было и остается по сей день спасение по вере в Иисуса Христа.
До 27 октября 1979 г. Форд никогда публично не обсуждал противоречивые аспекты доктрины святилища. В то время его пригласили по обмену на должность профессора в Pacific Union College15. Там несколько преподавателей пригласили его обменяться мнениями по вопросу о святилище на открытом собрании в субботу после богослужения. 34 года молчания по этому вопросу определенно отражают похвальное самообладание пастора и исследователя. Презентация в Pacific Union колледже «была сделана определенно в пользу провиденческой роли адвентизма и Элен Уайт». Однако, три священнослужителя-пенсионера обнаружили моменты, которые они посчитали ересью, и доложили ремарки Форда в своей интерпретации председателю совета колледжа.
Принимая во внимание факт, что Форд все еще состоял в штате Авнодейл колледжа в Австралии и должен был возвратиться в Авондейл в конце 1979-1980 учебного года, председатель совета колледжа передал дело в Генеральную конференцию церкви. В августе 1980 г. 115 ведущих администраторов и исследователей Библии со всего мира собрались в Glacier View25 в Колорадо на заседание комитета по рассмотрению доктрины святилища. На это мероприятие было потрачено примерно полмиллиона долларов. Членам комиссии было конкретно приказано не оценивать убеждения Форда по поводу Даниила 8:14, святилища и следственного суда по Библии, но по тому, как эти доктрины изложены в 27 основных доктринах церкви, о которых церковь уже постановила, что они являются нормативом. Спустя несколько недель Австралийский дивизион церкви АСД лишил Форда мандата священнослужителя.
|
|
Процесс в Glacier View заключался в повторном подтверждении традиционного адвентистского истолкования Даниила 8:14. Форду, однако, не предоставили возможности изложить основания его интерпретации16, предоставлявшей возможность традиционному адвентистскому истолкованию служить одним из возможных вариантов исполнения пророчества, но отнюдь не единственно возможным исполнением. Снова, как и всегда, церковь пренебрегла необходимостью исследовать основания расхождений во взглядах, отклоняющихся от традиционного адвентистского толкования Даниила 8:14, и снова зычно провозгласила свое толкование. В сущности, результаты голосования, проходившего под конец конференции, отразили принципиальное согласие с Фордом по шести главным моментам его экзегезы17. Позднее примерно 40 исследователей Библии подписали документ, известный под названием «Атлантское торжественное заявление», протестуя против позиции Н.У.18 в отношении того, как он обошелся с Фордом во время слушания в Glacier View и после.
После принудительного ухода на пенсию Форд продолжал19 провозглашать Евангелие в своем служении под названием «Безграничная Благая Весть». В отличие от Кэнрайта, Балленджера и других его предшественников, начавших вендетту против церкви АСД, Форд остался в душе преданным адвентистом седьмого дня и сохранил свое членство в церкви 26.
Пенсионер Форд в своем родном Куинсленде в Австралии - единственный уцелевший после многочисленных травматических столкновений с традиционным адвентистским истолкованием Даниила 8:14. Хотелось бы, чтобы такие столкновения с доктриной святилища ушли в прошлое. Но новое поколение жертв повторяет этот травматический опыт снова и снова. Если прошлое является каким-то индикатором для будущего, то они будут повторяться бесконечно, если только церковь не посмотрит объективно в лицо фактам и не станет реалистично и ответственно разбираться с ними в согласии с принципом sola Scriptura (только Библия).
Говорят, что более 150 священнослужителей, большей частью из Австралии, сдали свои мандаты после дела Форда. Сотни непрофессиональных пасторов, большей частью из США, ушли из церкви и составили бурлящее «братство» в результате дела Форда.
Дейл Рэтцлефф был пастором церкви в Уотсонвилле, в центральной Калифорнии и преподавателем Библии в соседней адвентистской академии Монтерей Бей. В 1981 г. конференция внезапно уволила его за выражение убеждений, разделяемых им с большинством из сорока преподавателей Библии, присутствовавших на слушании в Glacier View, о том, что администраторы вынесли неправильное заключение и плохо обошлись с Дезмондом Фордом за год до этого. Пресвитеры церкви Уотсонвилла пригласили д-ра Фреда Велтмана из колледжа Pacific Union и меня на встречу с церковью в последующую субботу, на которой мы предприняли попытку успокоить волнение.
Рэтцлефф покинул церковь АСД и несколько лет блуждал (в географическом и идеологическом смысле). После этого он основал миссию «Страхование жизни», вначале в Седоне, а теперь в Глендейле (Аризона) с целью предупреждения адвентистов и других людей против церкви АСД. Вначале вышел полемический трактат на 350 страницах против субботы, а в 2001 г. «Культовые доктрины адвентистов седьмого дня» на 384 страницах, который он называет «призывом к лидерам АСД». Цель его книги - развенчание традиционной адвентистской интерпретации Даниила 8:14, доктрины святилища и следственного суда. В 1999 г. он стал издавать журнал «Прокламация», выходящий каждые 2 месяца, посвященный предупреждению адвентистов и других людей против адвентизма. Здесь, на западе [США], кампания Дейла имеет определенный успех. Он также опубликовал работу Джерри Глэдстона на 383 страницах «Теологическое путешествие от адвентизма седьмого дня к христианству основного направления»27.
|
|
Джерри Глэдстон пережил изрядную долю несчастий, служа в преподавательском составе Южного Адвентистского колледжа (ныне университета). Если бы он преподавал в каком-нибудь из 8 других адвентистских вузов Северной Америки, он, пожалуй, по-прежнему оставался бы адвентистским пастором и учителем. Но Южный колледж действует в роли агента обскурантизма Южной библейской зоны. Более того, это учебное заведение в прошлом и ныне полагается большей частью на щедрые дары посвященных ультра-фундаменталистов, настаивающих на том, чтобы колледж функционировал по ультра-фундаменталистским принципам. Причиной снова оказалась традиционная доктрина святилища, а обвинением против Глэдстона выступали его мысли по ее поводу, а не преподаваемый им в аудитории материал.
Заведующий адвентистской семинарией20 д-р Г. Х., бывший студент и преподаватель Южного колледжа и безжалостное воплощение адвентистского обскурантизма, сыграл тогда ведущую роль в линчевании д-ра Глэдстона, роль, в которой Г. Х. уже проявил себя в семинарии. Заведующий кафедрой религии Южного колледжа, ответственный за завершающий смертельный удар, отличался таким же ограниченным мышлением и безжалостностью великого инквизитора, роли, в которой он уже проявил себя на посту директора института библейских исследований Генеральной конференции. Какие шансы были у Глэдстона на справедливое слушание и решение при выдвинутых против него обвинениях? Наконец, председатель совета колледжа зарекомендовал себя то ли как посвященный обскурантист, то ли как податливый инструмент крайне правых адвентистов.
|
|
Джерри Глэдстона не уволили, но его лишили прав священнослужителя. Он оставался рукоположеным служителем до тех пор, пока не истек срок его мандата, и его Глэдстону не возобновили. Вместо этого вокруг него создали атмосферу охоты на ведьм, в которой уход являлся меньшим из зол. Не было никакого официального слушания. Никто не пытался понять причины его убеждений, и никому до них не было дела. Всем заправляли фарисеи, и всё тут. Поистине аномальная ситуация! 27
Дженет Браун стала адвентистом седьмого дня в 1985 г. Она не занимала никакой официальной позиции в церкви, но страстно исследовала Библию и «начала замечать всё больше проблем и несогласованностей между учением АСД и Библией». Какое-то время она игнорировала эти «трещины в адвентистской броне», но по мере «накопления свидетельств» стала ощущать, что не может больше «быть честной» с собой и продолжать оставаться адвентистом седьмого дня. Для нее следственный суд напоминал чистилище римо-католической церкви, поскольку он удерживает людей в мучительной неизвестности по поводу их положения в отношениях с Богом и «лишен какого-либо смысла в библейском отношении». В 1995 г. она ушла из церкви АСД и заведует веб-сайтом, посвященным оппозиции церкви. 28
Дон У. Сильвер из Эшленда, Кентукки - еще один рядовой член церкви, недавно покинувший адвентизм, главным образом, из-за адвентистской доктрины святилища, которой он страстно противится. Хорошо образованный, он отличается железной логикой и пылкими выступлениями. Его жена также хорошо образована, преподает в университете Маршалла и остается преданным адвентизму активистом местной церкви АСД. Их две взрослые дочери последовали за своим отцом в сферу агностицизма 29. Конечно, можно привести и другие современные примеры оппозиции доктрине святилища и последующего отступничества. Я лично знаком с другими работниками церкви, уволенными по этой же причине, и с рядовыми членами церкви, ушедшими из церкви. Мне известно о семьях, пострадавших в результате этого конфликта. Проблема доктрины святилища все еще не решена, и она продолжает касаться жизни искренних адвентистов седьмого дня.