Грузоподъемные устройства

период обучения, с выдачей специальных удостоверений на право выполнения работ. Перечень этих профессий утвержден Президиумом ЦК профсоюза рабочих строительства и промышленности стройматериалов 27 июня 1962 г. В перечень входят: монтажники конструкций, -слесари-монтажники, кислотоупорщики, ог-неупорщики, операторы строительно-монтажного пистолета, землекопы, кровельщики, трубоукладчики железобетонных и кирпичных фабрично-заводских труб, изолировщики битумом и другими подобными материалами, маляры, занятые покраской конструкций нитрокрасками и другими материалами с токсическими свойствами, транспортные рабочие, обслуживающие транспортные и грузоподъемные механизмы, а также лица, выполняющие работы с применением радиоактивных веществ.

Простейшие грузоподъемные механизмы. К этой группе механизмов относятся лебедки, домкраты, тали, полиспасты. 118

Предварительное определение объектов осмотра дает возможность решить вопрос о правильном подборе специалистов. Например, несчастный случай произошел на строительстве дома — обрушилась кровля. Следователь уже может определить, что ему придется осматривать — участки монтажа стен и перекрытий, укладку балок, а также грузоподъемные механизмы: краны, лебедки и т. д. Так как сам он не обладает достаточными техническими познаниями, потребуется помощь специалиста-строителя.

Известны многочисленные случаи, когда автомашины, тракторы, бульдозеры, трубоукладчики и другие самоходные грузоподъемные механизмы при наездах повреждали аппараты и материалопроводы с углеводородами и другими пожаро- и взрывоопасными и ядовитыми продуктами, обрывали импульсные коммуникации в схемах контроля и автоматики, выводили из строя канализацию, водо. проводы, кабели электропитания, связи и сигнализации.

Правильны и ответ 1. Из всего перечисленного разрешается применять не только грузоподъемные механизмы при погрузке, выгрузке и укладке в штабеля труб, но и безопасные трубные накаты (скаты). (Правила, 1.16.24, 27, 31).

3. Гинзбург-Шик Л. Д. Грузоподъемные механизмы и такелажные работы при монтаже оборудования тепловых электростанций. М.: Энергоиздат, 1983.

Работники, обслуживающие сосуды, работающие под давлением, грузоподъемные механизмы, электроустановки и другие устройства, где имеется повышенная опасность, проходят специальное обучение с последующей проверкой знаний, после чего получают свидетельство, являющееся основным документом для допуска к работе.

«Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов», утвержденными Госгортехнадзором. Согласно правилам, ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию грузоподъемных механизмов возлагается на специально выделенное приказом по предприятию лицо из числа инженерно-технических работников предприятия, цеха или участка, где эксплуатируется данный механизм. Грузоподъемные механизмы всех типов снабжаются паспортами, в которых указываются их характеристики (тип, грузоподъемность, скорость движения и т. п.).

Защитное заземление — соединение корпусов электрооборудования с заземляющим устройством. Это одна из основных мер электробезопасности людей, обслуживающих грузоподъемные механизмы. Все металлические части электрооборудования: корпуса электродвигателей и контакторные панели, кожухи всех аппаратов, стальных проводов, кабели, панели, щиты, а также металлические конструкции кранов — могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции и поэтому должны надежно заземляться (рис. 8).,

В тех случаях, когда при ремонтных работах используются ручные грузоподъемные механизмы (кран-балки, лебедки и т д.), кроме перечисленных правил безопасности необходимо соблюдать правила работы с грузоподъемными механизмами. Эксплуатация грузоподъемных механизмов при концентрации газа в воздухе, превышающей 20% нижнего предела воспламеняемости, не допускается. Несоблюдение правил безопасности приводит к авариям. На одной газонаполнительной станций сжиженного газа в насосно-компрессорном помещении производится ремонт газового оборудования. При разборке трубопроводов часть газа была выпущена непосредственно в рабочее помещение, в результате чего произошли образование взрывоопасной газовоздушной смеси, воспламенение и, взрыв.

различных заводах по-разному, в зависимости от имеющихся грузоподъемных механизмов. Обычно для выполнения этой работы применяют монорельсы с талью, кран-балки, лебедки; автокраны, тракторы и другие грузоподъемные механизмы. Снимать крышки и вынимать трубные пучки без средств механизации не разрешается.
Систематическая выемка материалов или изделий из зоны, не представляющей опасности и вреда для здоровья рабочего, может производиться вручную, если вес каждого изделия не превышает 20 кг для мужчин и 10 кг для женщин. В случае превышения указанных норм необходимо применять средства малой механизации (тележки, погрузчики) и грузоподъемные устройства (тельферы, краны).

Количество зажимов для особо ответственных случаев (грузоподъемные устройства, лифты, трубоукладчики и т. д.) следует назначать не менее трех. Надежность закрепления каната или троса может быть повышена, если от последнего зажима длина свободного конца составит не менее шести диаметров данного троса или каната.

Грузоподъемные устройства могут быть расположены на станине оборудования и иметь привод ручной, электрический, пневматический или пневмогидравлический. Радиус действия таких устройств может быть ограничен габаритами рабочего стола. Если вес инструмента или приспособления превышает 20 кг, то зона действия грузоподъемного устройства должна распространяться также и на стеллаж, где хранятся инструмент и приспособления. Приспособления весом более 20 кг следует снабжать рымом,'болтом, приливом или окном для удобства транспортировки грузоподъемными устройствами.

При сварке изделий массой более 20 кг необходимо использовать грузоподъемные устройства. Места, где выполняют электросварочные работы открытой дугой, необходимо ограждать несгораемыми ширмами, щитами и т. д. Для ослабления контраста между яркостью сварочной дуги и освещенностью стены помещения и оборудование цехов электросварки окрашивают в серый, желтый или голубой тона с диффузным

2.1.9. Электрические грузоподъемные устройства в залах электролиза необходимо изолировать от земли. Число последовательных ступеней изоляции крюка крана от земли должно быть не менее трех (крюк от полиспаста, рельсы тележки от моста, рельсы крана от подрельсовых конструкций).

2.3.1. В машинном зале компрессорной должны быть предусмотрены стационарные грузоподъемные устройства для выполнения работ по монтажу, демонтажу и ремонту компрессоров и технологического оборудования комп-

1.2.6. При подъеме тяжестей весом свыше 50 кг на высоту более 1,5 м.должны применяться грузоподъемные устройства соответствующей грузо-лодъемности или должны устанавливаться козлы, балки и т„ п., проверенные расчетом на прочность, с навешенными самотормозящими талями надлежащей грузоподъемности.

. Все грузоподъемные устройства и приспособления (крюки, штропы, элеваторы, вертлюги и др.) не реже одного раза в год должны подвергаться дефектоскопической проверке, результаты проверки фиксироваться в паспортах.

Для извлечения прихваченных колонковых и обсадных труб в первую очередь используются грузоподъемные устройства буровых установок: лебедки, талевые системы, гидроцилиндры. Если эти попытки оказались безрезультатными, то для ликвидации аварии применяется специальный инструмент.

функционирующих в тяжелых условиях; выход из строя отдельных деталей действующего вибратора опасен для обслуживающего персонала и часто приводит к тяжелому травматизму; отсутствие возможности плавного регулирования числа оборотов электромоторов переменного тока не позволяют поддерживать резонансный режим системы; при использовании электродвигателей постоянного тока в комплект вибратора должны входить специальные преобразователи, КИП и пусковая аппаратура; во время ликвидации аварий сильно изнашиваются и быстро выходят из строя бурильная колонна, грузоподъемные устройства и приспособления.

При сварке изделий массой более 20 кг должны применяться грузоподъемные устройства. Ширина проходов между оборудованием, движущимися механизмами и перемещаемыми деталями, а также между стационарными источниками питания должна быть не менее 1,5 м; расстояние между автоматическими сварочными установками — не менее 2 м.

Грузоподъемные устройства Для подъема грузов и людей применяют различные подъемники. По назначению их подразделяют на грузовые и грузопассажирские; по способу установки — на свободно стоящие и приставные, закрепляемые к конструкции зданий и сооружений; по возможности перемещения — на передвижные и стационарные. Свободно стоящие подъемники, как правило, имеют небольшую высоту подъема и в большинстве случаев выполняются как передвижные. Приставные подъемники имеют значительную высоту подъема (до 150 м). При перестановке их разбирают на отдельные монтажные узлы (рис. 10). а б в Рис. 1.9. Схемы крюковых подвесок: а — одноосная; б — двухосная; в — трехосная; 1 — щека; 2 — блок; 3 — ось; 4 — обойма; 5 — серьга; 6 — палец; 7 — крюк; 8 — траверса К грузоподъемным устройствам относятся переносные монтажные стрелы, мачтовые краны, монтажные мачты, шевры, монтажные порталы и т.д. Их оснащают лебедками и полиспастами. Оснащение, установка и перемещение этих устройств относятся к такелажным работам. Переносные монтажные стрелы (рис. 1.11,а) применяют для монтажа различного оборудования или конструкции. Их крепят к строительным конструкциям, которые должны быть проверены на нагрузки, возникающие в узлах крепления переносной стрелы. Они бывают решетчатой и трубчатой конструкции. Благодаря шарниру1 можно менять вылет стрелы и осуществлять ее поворот. Вылет стрелы регулируют стреловым полиспастом3, а груз поднимают грузовым полиспастом4. Переносные монтажные стрелы имеют грузоподъемность 3... 10 т при длине стрелы 10...25 м. а б в Рис. 1.11. Простейшие грузоподъемные устройства: а — переносная монтажная стрела; б, в — мачтовые краны; 1 — шарнир; 2 — стрела; 3, 4 — соответственно стреловой и грузовой полиспасты; 5 — ванты; 6 — мачты; 7 — шаровая пята Монтажные мачты (рис. 1.12) представляют собой стержень, установленный вертикально или с наклоном 10... 12°. В устойчивом положении мачта удерживается вантами (расчалками), которые крепятся одним концом за верх мачты, другим — за якоря. Вант должно быть не менее трех, угол между ними в плане должен составлять не более 120°. Обычно для закрепления мачт устанавливают четыре ванты, каждой из которых дается предварительное натяжение. Угол заложения вант к горизонту должен составлять не более 45°. Монтажные мачты используют для единичных подъемови в тех случаях, когда монтажных кранов нет или использовать их нерационально. Шевры (рис. 1.13) представляют собой А-образную раму, нижний конец которой закрепляется шарнирно, а верхний удерживается канатом 5 или полиспастом. С помощью грузового полиспаста1 можно поднимать груз, а затем, изменив наклон шевра, удерживать его в нужном положении. Для изменения направления канатов служат отводные блоки3. Сбегающий канат4 грузового полиспаста идет на подъемную лебедку. Канат5 для изменения на­клона вылета шевра идет ко второй лебедке. В зависимости от назначения шевры подразделяются на стационарные и передвижные. Стационарные шевры шарнирным концом крепят к опоре или фундаменту, а тяги или полиспаст — непосредственно к якорям. Передвижные шевры устанавливают на горизонтальную раму. Шарнирный конец шевра крепят за один конец рамы, а канатную тягу или полиспаст — за другой. а б в г Рис. 1.12. Монтажные мачты: а — деревянная; б — металлическая трубчатая; в — металлическая решетчатая; г — оголовок трубчатой мачты; 1 — отводной блок; 2 — грузовой полиспаст; 3 — подни­маемый груз; 4 — оттяжка для груза; 5 — «паук»; 6 — шарнир; 7 — мачта; 8 — ванты; 9 — оголовок мачты; 10 — подвеска; 11 — неподвижный блок монтажного полиспаста; 12 — подвижный блок; 13 —сбегающая нить полиспаста идущий на подъемную лебедку; 5 — канат, идущий на вторую лебедку и служащий для изменения наклона вылета шевра Монтажный портал (рис. 1.14) представляет собой П-образную раму с жесткими или шарнирными узлами. Он состоит из двух мачт, связанных наверху тягой или жестким ригелем. Порталы бывают неподвижные и качающиеся (наклонные). Применяют порталы в случа­ях, когда нужно поднять большой объемный груз на значительную высоту. Иногда между мачтами портала ставят ванты. Их оснащают полиспастами, для того чтобы можно было наклонять портал в обе стороны от вертикальной плоскости рамы портала. На ригеле портала подвешивают полиспасты, чаще два, причем располагают их ближе к мачтам, чтобы уменьшить изгибающий момент в ригеле. Если портал качающийся, то ригель соединяют со стойками (мачтами) горизонтальными шарнирами. Рис. 1.14. Монтажный портал: 1 — башмак; 2, 9 — отводные блоки; 3 — мачта; 4 — поднимаемый аппарат; 5 — площадки; 6 — ложный штуцер; 7 — полиспасты; 8, 15 — сбегающие нити грузового полиспаста; 10 — подвеска отводного блока; 11 — подвеска полиспаста; 12 — ригель; 13 — листовая накладка; 14 — ванты; 16 — опорный шарнир; 17 — стяжка
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: