Для определения величины всех моментов, действующих на самолет, необходимо знать величину и точки приложения сил, а также положение центра масс, которое определяется центровкой самолета. Так как основной несущей частью самолета является крыло, то положение центра масс определяется относительно передней кромки крыла.
Центровка – это расстояние от носка средней аэродинамической хорды (САХ) крыла до центра масс самолета, выраженная в процентах САХ.
Под САХ крыла, которая обозначается , понимается хорда прямоугольного крыла, имеющего такую же площадь и основные аэродинамические характеристики, как и реальное крыло. Существуют достаточно простые аналитические и графические способы определения САХ для крыла любой формы в плане. В описании самолета обязательно указывается САХ его крыла. Например, для самолета Як-18Т длина САХ равна 1740мм.
Рис.1.7.4. Центровка самолета.
Величина центровки обычно задается в процентах от длины САХ:
(1.7.4) |
где – расстояние от передней кромки САХ до центра масс.
|
|
Рис.1.7.5. Изменение величины центровки самолета.
Величина центровки зависит от распределения масс по длине самолета, поэтому она изменяется при изменении вариантов загрузки самолета, при заправке самлета и за счет выработки топлива. Например, для самолета Як-18Т при размещении на заднем сидении 1 человека центровка увеличивается приблизительно на 2,5%. Это свидетельствует о том, что центр масс самолета смещается назад и величина этого смещения составляет