В Краснодарском филиале ВНИИ разработана несколько иная конструкция плунжерного подъемника, названная установкой гидро-пакерного автоматического поршня. Оборудование скважины при этом состоит из следующих частей: устьевой арматуры; аппаратуры для
Рис. 93. Общий вид установки гидропакерного автоматического поршня,
управления работой установки; колонны подъемных труб с нижним амортизатором на конце; поршня.
На рис. 93 представлена общая схема наземного оборудования установки гидропакерного автоматического поршня. Это оборудование состоит из крестовика 1, переходной катушки 2, на которой подвешены подъемные трубы, центральной задвижки 3 и елки 4 с выкидной линией, пружинным амортизатором в ее верхней части, ловителем поршня и собачкой отсекателя автомата регулятора циклов. На выкиде елки помещен регулируемый штуцер 5. Этот штуцер предназначен для регулирования режима работы скважины.
Арматура для управления работой установки помещена во влагонепроницаемом шкафу. 6. Она состоит из блока осушки газа и регулятора циклов. Здесь же находится самопишущий манометр с двумя стрелками, регистрирующий изменения затрубного и буферного давления.
|
|
Рис. 94. Поршень. 1 — головка; 2 — корпус; |
Отличительной особенностью гидропакерного поршня от плунжерного подъемника, помимо аппаратуры для управления работой установкой, является то, что здесь плунжер не имеет клапана (рис. 94). При подъеме плунжера вместе с жидкостью под плунжером будет находиться и также двигаться вверх столб негазированной жидкости, которая называется хвостовой. Эта жидкость препятствует прорыву затрубного газа непосредственно к плунжеру и тем самым пакерует плунжер. Поэтому такая установка для эксплуатации скважин и названа гидропакерным- автоматическим поршнем.
3 нечник. |
Рассмотрим механизм подъема жидкости на поверхность. В начальный момент времени (рис. 95} на выкидной линии клапан закрыт. За счет перепада давлений (между пластовым и забойным) происходит накопление жидкости и газа в скважине. Основная масса газа поступает из пласта в кольцевое пространство, так как сечение кольцевого пространства больше сечения трубы. Кроме того, поступление газа в центральную трубу затрудняется из-за наличия поршня (плунжера). В результате этого давление в кольцевом пространстве возрастает интенсивнее, чем в центральной трубе, и пластовая жидкость поступает преимущественно в насосно-компрессор-ные трубы. Через некоторый промежуток времени клапан выкидной линии автоматически открывается, поэтому давление в трубах снижается. Под действием разности давлений (в кольцевом пространстве и в подъемных трубах) жидкость выдавливается из кольцевого пространства в центральную трубу и через некоторое время поршень начинает подниматься, выталкивая перед собой накопившуюся жидкость,
|
|
Чтобы предотвратить попадание газа из кольцевого пространства в центральную трубу, в нижней ее части крепят одну-две трубы (хвостовик). Таким образом, жидкость между нижним амортизатором и башмаком труб (хвостовика) препятствует попаданию газа из кольцевого пространства в центральную трубу. После того как поршень поднялся под действием напора газа в крайнее верхнее положение и ударился об амортизатор, давление в трубах резко снижается; поршень под действием силы тяжести падает и занимает прежнее положение.
Рис. 95. Схема цикла гидропакерного автоматического поршня.
1 — поршень; 2 — нижний и з — верхний амортизаторы.
Гидропакерный поршень может работать как на одном пластовом газе, так и с добавкой газа с поверхности. Он успешно применяется на скважинах с минимальным пластовым давлением рпд = 30-Ю6 Па (30 кгс/см2) и дебитом жидкости до 20 т/сут.
Минимальное значение удельного расхода газа, необходимое для четкой работы поршня, установленное опытным путем, определяется соотношением
Рв = 0,2Я, (145)
где Н — глубина спуска подъемных труб, м.