Как было показано в работах Дарвина (Darwin, 1872, 1877) и в трудах современных ученых (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; lzard, 1971), эмоции, отнесенные в этой книге к фундаментальным, одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах; исключением не являются даже первобытные племена, не имеющие контактов с западной цивилизацией. Данные, приведенные в табл. 1-1 и 1-2, убедительно доказывают, что фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако этот факт – факт существования генетических механизмов фундаментальных эмоций – вовсе не означает, что в эмоциональной жизни человека есть некие незыблемые, немодифицируемые аспекты. Напротив, практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. Так, врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить, но многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать внешние проявления гнева. Мимика подобного рода, призванная скрыть или заместить врожденные типы выражения эмоций, чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев и разных культур. Социокультурные влияния и индивидуальный опыт не только помогают человеку обрести те или иные экспрессивные навыки, но и во многом определяют ту взаимосвязь, которая устанавливается между определенным раздражителем и определенной эмоцией, а также детерминируют поведенческие паттерны, сопутствующие той или иной эмоции.
|
|
Используемые в этой книге термины «врожденное» и «приобретенное» не стоит понимать как абсолютную дихотомию. Как заметил Мэрфи (Murphy, 1958) по поводу затянувшейся полемики о природе интеллекта – «ничто не врожденно и ничто не приобретено». Большинство исследователей поведения склонны согласиться с этим мнением, полагая, что практически любая поведенческая реакция, любой поведенческий комплекс требуют некоторой практики, опыта. Однако врожденные способы эмоциональной экспрессии, по-видимому, можно рассматривать как исключение из этого закона Мэрфи. Например, плач как прототипическое выражение горя мы слышим уже при рождении человека. Работы отдельных исследователей (Dumas, 1932, 1948; Fulcher, 1942; Goodenough, 1932; Tompson, 1941; Eibl-Eibesfeldt, 1972) демонстрируют нам, что врожденные способы эмоциональной экспрессии идентичны у слепых и у зрячих детей, однако экспрессивность эмоции слепорожденного с возрастом обедняется. Эту тенденцию можно объяснить именно слепотой, «не задействованностью» глаз, поскольку для эмоциональной выразительности крайне важны именно движения глаз, мимические механизмы взгляда.
|
|
Таблица 1-1
Культуральные (национальные) группы | ||||||||||||
Американцы* | Англичане* | Немцы* | Шведы* | Французы* | Швейцарцы* | Греки* | Японцы* (Токио) | Мексиканцы** | Бразильцы*** | Чилийцы*** | Аргентинцы*** | |
Число испытуемых | ||||||||||||
Интерес – возбуждение | 84,5 | 79,2 | 82,0 | 83,0 | 77,5 | 77,2 | 66,0 | 71,2 | - | - | - | - |
Удовольствие – радость | 96,8 | 96,2 | 98,2 | 96,5 | 94,5 | 97,0 | 93,5 | 93,8 | 97,0 | 97,0 | 90,0 | 94,0 |
Удивление – испуг | 90,5 | 81,0 | 85,5 | 81,0 | 84,2 | 85,5 | 80,2 | 79,2 | 54,0 | 82,0 | 88,0 | 93,0 |
Горе-страдание | 74,0 | 74,5 | 67,2 | 71,5 | 70,5 | 70,0 | 54,5 | 66,8 | 61,0 | "83 | 90,0 | 85,0 |
Отвращение – омерзение | 83,2 | 84,5 | 73,0 | 88,0 | 78,5 | 78,2 | 87,5 | 55,8 | 61,0 | 86,0 | 85,0 | 79,0 |
Гнев – ярость | 89,2 | 81,5 | 83,2 | 82,2 | 91,5 | 91,8 | 80,0 | 56,8 | 86,0 | 82,0 | 76,0 | 72,0 |
Стыд-унижение | 73,2 | 59,5 | 71,8 | 76,2 | 77,2 | 70,0 | 71,0 | 41,2 | - | - | - | - |
Страх – ужас | 76,0 | 67,0 | 84,0 | 88,8 | 83,5 | 67,5 | 67,8 | 58,2 | 71,0 | 77,0 | 78,0 | 68,0 |
Усредненный показатель | 83,4 | 77,9 | 80,6 | 83,4 | 82,2 | 79,6 | 75,1 | 65,4 | 71,7 | 84,5 | 84,5 | 81,8 |
* Данные Изарда(Izard, 1971).
** Данные о мексиканцах получены Дикки и Ноуером (Dickey, Knower, 1941).
*** Данные о бразильцах, чилийцах и аргентинцах получены Экманом и Фризеном (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972), данные о японцах по тем же самым шести эмоциям, которые они изучали в Южной Америке, показали до некоторой степени более высокие проценты совпадения, чем те, которые получил Изард.
Таблица 1-2 – Идентификация эмоций визуально изолированными друг от друга представителями дописьменных культур Новой Гвинеи и Борнео*
Число совпадений предположений относительно характера представленных на снимках эмоций при сопоставлении с суждениями представителей западных культур с развитой письменностью (%)
Эмоциональная категория, описанная в рассказе | Число испытуемых взрослых N = 189 | Число испытуемых детей N = 130 |
Счастье | ||
Удивление | ||
Печаль | ||
Отвращение | ||
Гнев | ||
Страх отличают от гнева/ | ||
Печаль отличают от удивления | - |
* Испытуемым предъявлялись фотографии и предлагалось устно рассказать о тех чувствах, которые испытывают люди, изображенные на снимках (по Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972, p. 161).
Мы признаем важность обучения, воспитания и других факторов среды, и все же главным образом наше внимание будет обращено к проблеме генетической детерминации эмоциональных характеристик, выступающих в качестве черт, или характеристик, личности. Широко известен факт сходства психологических характеристик монозиготных близнецов, даже в тех случаях, когда они росли и воспитывались в разных условиях (Nicholas, 1978). Этот факт может послужить прекрасным свидетельством той мощной роли, которую играют генетические предпосылки в предопределении личностных характеристик.