Врожденность-приобретенность

Как было показано в работах Дарвина (Darwin, 1872, 1877) и в трудах современных ученых (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; lzard, 1971), эмоции, отнесенные в этой книге к фундаментальным, одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах; исключением не являются даже первобытные племена, не имеющие контактов с западной цивилизацией. Данные, приведенные в табл. 1-1 и 1-2, убедительно доказывают, что фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако этот факт – факт существования генетических механизмов фундаментальных эмоций – вовсе не означает, что в эмоциональной жизни человека есть некие незыблемые, немодифицируемые аспекты. Напротив, практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. Так, врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить, но многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать внешние проявления гнева. Мимика подобного рода, призванная скрыть или заместить врожденные типы выражения эмоций, чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев и разных культур. Социокультурные влияния и индивидуальный опыт не только помогают человеку обрести те или иные экспрессивные навыки, но и во многом определяют ту взаимосвязь, которая устанавливается между определенным раздражителем и определенной эмоцией, а также детерминируют поведенческие паттерны, сопутствующие той или иной эмоции.

Используемые в этой книге термины «врожденное» и «приобретенное» не стоит понимать как абсолютную дихотомию. Как заметил Мэрфи (Murphy, 1958) по поводу затянувшейся полемики о природе интеллекта – «ничто не врожденно и ничто не приобретено». Большинство исследователей поведения склонны согласиться с этим мнением, полагая, что практически любая поведенческая реакция, любой поведенческий комплекс требуют некоторой практики, опыта. Однако врожденные способы эмоциональной экспрессии, по-видимому, можно рассматривать как исключение из этого закона Мэрфи. Например, плач как прототипическое выражение горя мы слышим уже при рождении человека. Работы отдельных исследователей (Dumas, 1932, 1948; Fulcher, 1942; Goodenough, 1932; Tompson, 1941; Eibl-Eibesfeldt, 1972) демонстрируют нам, что врожденные способы эмоциональной экспрессии идентичны у слепых и у зрячих детей, однако экспрессивность эмоции слепорожденного с возрастом обедняется. Эту тенденцию можно объяснить именно слепотой, «не задействованностью» глаз, поскольку для эмоциональной выразительности крайне важны именно движения глаз, мимические механизмы взгляда.



Таблица 1-1

  Культуральные (национальные) группы
Американцы* Англичане* Немцы* Шведы* Французы* Швейцарцы* Греки* Японцы* (Токио) Мексиканцы** Бразильцы*** Чилийцы*** Аргентинцы***
Число испытуемых                        
Интерес – возбуждение 84,5 79,2 82,0 83,0 77,5 77,2 66,0 71,2 - - - -
Удовольствие – радость 96,8 96,2 98,2 96,5 94,5 97,0 93,5 93,8 97,0 97,0 90,0 94,0
Удивление – испуг 90,5 81,0 85,5 81,0 84,2 85,5 80,2 79,2 54,0 82,0 88,0 93,0
Горе-страдание 74,0 74,5 67,2 71,5 70,5 70,0 54,5 66,8 61,0 "83 90,0 85,0
Отвращение – омерзение 83,2 84,5 73,0 88,0 78,5 78,2 87,5 55,8 61,0 86,0 85,0 79,0
Гнев – ярость 89,2 81,5 83,2 82,2 91,5 91,8 80,0 56,8 86,0 82,0 76,0 72,0
Стыд-унижение 73,2 59,5 71,8 76,2 77,2 70,0 71,0 41,2 - - - -
Страх – ужас 76,0 67,0 84,0 88,8 83,5 67,5 67,8 58,2 71,0 77,0 78,0 68,0
Усредненный показатель 83,4 77,9 80,6 83,4 82,2 79,6 75,1 65,4 71,7 84,5 84,5 81,8

* Данные Изарда(Izard, 1971).

** Данные о мексиканцах получены Дикки и Ноуером (Dickey, Knower, 1941).

*** Данные о бразильцах, чилийцах и аргентинцах получены Экманом и Фризеном (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972), данные о японцах по тем же самым шести эмоциям, которые они изучали в Южной Америке, показали до некоторой степени более высокие проценты совпадения, чем те, которые получил Изард.


Таблица 1-2 – Идентификация эмоций визуально изолированными друг от друга представителями дописьменных культур Новой Гвинеи и Борнео*

Число совпадений предположений относительно характера представленных на снимках эмоций при сопоставлении с суждениями представителей западных культур с развитой письменностью (%)

Эмоциональная категория, описанная в рассказе Число испытуемых взрослых N = 189 Число испытуемых детей N = 130
Счастье    
Удивление    
Печаль    
Отвращение    
Гнев    
Страх отличают от гнева/    
Печаль отличают от удивления   -

* Испытуемым предъявлялись фотографии и предлагалось устно рассказать о тех чувствах, которые испытывают люди, изображенные на снимках (по Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972, p. 161).

Мы признаем важность обучения, воспитания и других факторов среды, и все же главным образом наше внимание будет обращено к проблеме генетической детерминации эмоциональных характеристик, выступающих в качестве черт, или характеристик, личности. Широко известен факт сходства психологических характеристик монозиготных близнецов, даже в тех случаях, когда они росли и воспитывались в разных условиях (Nicholas, 1978). Этот факт может послужить прекрасным свидетельством той мощной роли, которую играют генетические предпосылки в предопределении личностных характеристик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: