Мой дорогой Гнусик!
Приятно узнать, что возраст и профессия твоего подшефного не мешают
призвать его на военную службу. Желательно, чтобы он находился в полнейшей
неуверенности и воображение его кишело противоречивыми картинами будущего,
рождающими то страх, то надежду. Ничто нс защищает человеческую душу от
Врага лучше, чем тревога и неизвестность. Враг хочет, чтобы люди
сосредоточились на своем деле; наша задача -- поддерживать их мысли о том,
что может с ними случиться.
Твой подопечный, конечно, знает, что он должен послушно следовать
Вражьей воле. Конечно, Враг имеет в виду, что человек должен терпеливо
принимать те горести, которые выпадают ему сейчас, тревогу и неизвестность
настоящего. Как раз в ответ на эти горести он должен сказать: "Да будет воля
Твоя", и за то, что он ежедневно несет именно этот крест, и получит он хлеб
насущный. Твоя задача в том, чтобы подопечный никогда не думал о своем
теперешнем страхе как о возложенном на него кресте, а думал о предметах
своего страха. Заставь его воспринимать их как кресты. Заставь его забыть о
несовместимости пугающих его опасностей, о том, что все разом они не могут
на него свалиться. Заставь его настроиться на то, что в будущем он вынесет
их стойко и терпеливо. На самом деле почти невозможно проявить истинное
смирение перед лицом судьбы, у которой дюжина гипотетических обличий. Тому,
кто пытается это сделать, Враг не оказывает значительной помощи. Смирение же
перед теперешним, подлинным страданием, даже если страдание толь
ко в страхе, не остается обычно без помощи свыше.
Здесь действует важный духовный закон. Я уже объяснял тебе, что ты
можешь ослабить молитвы подопечного, переключив его внимание с Врага на
собственные представления о Нем. И страхом легче управлять, если мысли
человека переключены с предмета страха на сам страх (причем страх этот
воспринимается как нынешнее и нежелательное состояние). Если же он сочтет
страх возложенным на него крестом, он неизбежно сочтет его и душеполезным.
Таким образом, можно сформулировать общее правило: если разум подопечного
работает на нас -- отвлеки его от самосознания; если же разум работает на
Врага, сосредоточь его на себе. Пусть обида или женское тело так увлекут
его, что ему и в голову не придет подумать: "Я разозлился" или "Я поддаюсь
похоти". И напротив, пусть мысль: "Я становлюсь набожней" или "...всех
милосердней" так поглотит его, что он не оторвет свой взгляд от себя, не
обратит его к Врагу и ближним.
Что касается его общего отношения к войне, ты не должен слишком
полагаться на ту ненависть, которую люди так любят обсуждать в христианской
и антихристианской печати. Когда подопечному очень плохо, конечно, стоит
разогревать его злобные чувства к немецким лидерам: это хорошо. Но обычно
это всего
лишь мелодраматическая или мифическая ненависть, направленная против
каких-то воображаемых козлов отпущения. Он никогда в жизни не встречал этих
людей -- это все образы, скроенные из газетных сведений. Результаты такой
выдуманной ненависти часто для нас огорчительны, а из всех людей англичане в
этом
отношении самые прискорбные тряпки. Они как раз из тех ничтожеств,
которые вопят, что всех пыток мира мало для их врагов, а потом отдают чай и
сигареты первому же раненому немецкому пилоту, оказавшемуся у их кухонной
двери.
Как бы ты ни действовал, в душе твоего пациента всегда есть и доброе, и
злое. Главное направлять его злобу на непосредственных ближних, которых он
видит ежедневно, а доброту переместить на периферию так, чтобы он думал, что
испытывает ее к тем, кого вообще не знает. Тогда злоба станет вполне
реальной, а доброта мнимой. Нет смысла разжигать в нем ненависть к немцам,
если в то же время в нем растет пагубная доброта к матери, к начальнику на
работе и к соседям по трамваю. Представь себе пациента в виде
концентрических кругов, из которых центральный -- его воля, следующий --
разум, а затем -- фантазия. Вряд
ли можно из всех кругов выхолостить все, несущее печать Врага, но ты
должен подталкивать все добродетели от центра к краю, пока они не обоснуются
в круге фантазии, а все желательные нам качества -- в круге воли. Только
дойдя до воли и став привычками, добродетели действительно опасны для нас.
Я, разумеется, имею в виду не то, что подопечный считает своей волей, когда
он рвет, мечет и обретает решимость, стиснув зубы, а подлинный центр его--
то, что Враг называет сердцем. Никакие добродетели, окрашенные фантазией,
одобренные разумом, даже пылко любимые, не уберегут человека от отца нашего:
он только окажется еще смешнее, когда попадет к нему.
Твой любящий дядя Баламут.