Семья и семейный быт


Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, казак тем самым демонстрировал свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а установка на их соблюдение — ценностной ориентацией. Нравственные устои в казачьей семье были не ими придуманы, а заповеданы народными традициями. «Семья — святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья — основа казачьего общества», – гласил казачий домострой. До конца XIX – начала XX веков для казачества было характерно существование большой неразделенной семьи, трех-четырехпоколенных семей, численность которых доходила до 25-30 человек, обусловленной жизненной необходимостью. Однако были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в XIX веке ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были возможны в ранний период существования казачьих общин. Созданию семьи, рождению и воспитанию детей казаки придавали важное значение.

Главными ценностями казачьей семьи являлись - авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь семьи, личная ответственность родителей за воспитание детей. В казачьей семье на конкретных примерах воспитывалось истинное понимание таких жизненно важных категорий, как «совесть», «честь», «добро и зло», «правда и ложь», «любовь и уважение», «свобода и ответственность» и др. Казаки традиционно ценили родственные связи, стремились к единению семьи, чему способствовало и проведение общих праздников и торжеств: смотрин, рождение ребёнка, крестин, свадеб.

Для казачьих семей Зауралья также, как повсеместно в России характерна патриархальность, большая консервативность, чем в крестьянских семьях, следование строгим обычаям и нравам своего времени, среди которых отмечалось отсутствие незаконнорожденных детей в роду, высокая детская рождаемость, единобрачие; слабая мобильность - неизменный «ареал» проживания- жены принадлежали местным казачьим семьям; социальная замкнутость рода как следствие браков внутри казаков. Казаки генетически были здоровыми людьми, являлись долгожителями, средний возраст вступления в брак: мужчины-21год, женщины-22 года(23).
Патриархальность, следование установленной норме поведения проявлялось во всем. На мужчине лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев — мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Авторитет отца в казачьей семье был непререкаем: «Глава семьи — отец, с него что слово атамана для войска». Безусловно, этот авторитет мог поддерживаться только безупречным поведением самого родителя: он должен был быть примером для детей. Слово хозяина семьи было неоспоримо для всех его членов, и примером в этом являлась жена казака — мать его детей. Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Например, казачий этикет за столом: ближе к образам усаживался Сам-отец семейства, замыкала стол Сама – жена хозяина. Слева от хозяина садился его отец, уважаемые гости, сыновья. Рядом с женой хозяина садилась мать хозяина или теща или дочери семейства. В такой же очередности подавалась еда на стол. Обязательной была молитва перед трапезой. За столом царила тишина. Право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома.

На столе перед молодежью никогда не было спиртных напитков. Бутылки стояли на столе перед Самим, который строго регулировал как количество спиртного, так и порядок подачи спиртного гостям. В то же время в исторической литературе есть упоминания о том, что казаки нарушали меру винопития так, историк Оренбургского казачьего войска Ф. Стариков пишет в одной из своих книг «случаев, когда казаки устраивают попойки много, но самые замечательные из них – свадьбы, крестины, храмовые праздники, проводы казака на службу, прибытие его оттуда… Нигде так много не выпивается водки как на свадьбах казаков: на бедной уничтожается от 10-ти до 15-ти ведер, а на богатой – от 20-ти до 40».
В благоустроенной семье всякий член несет соответствующую своему возрасту работу. Жены помогают мужьям, дети родителям.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости.
Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо женщина — будущее народа. В силу особенностей военного быта исторически выработался особенный тип женщины - казачки. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. Иногда казак от длительной военной службы мог деморализоваться, превратиться в лентяя и белоручку, но казачка всегда оставалась героиней. В казачьем быту родимая матушка всегда свято почиталась всеми членами семьи. Среди Зауральских казаков пользуется уважением день Матери - Гугнихи, праматери всех зауральских казаков.


Мужчина и женщина почти полностью равноправны, что обуславливалось тем весьма важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа вела свое хозяйство сама и поддерживала дом. Главой семейства всегда оставался отец, а в случае его смерти главенство в доме переходило к матери. До сегодняшнего дня сохраняется традиционное уважительное обращение жены к мужу по имени-отчеству.

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.

Не принято было неволить: хочешь -пей. Не хочешь - не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины - по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы - это было заботой о нравственности устоев молодежи - ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

У Терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты.

У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги - за приданое - так называемую «кладку» - отец жениха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: