Общие законы организации

Кобщим законаморганизации различные авторы относят: 1. закон единства; 2 закон приоритета целого над частью;. 3. закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта; 4. закон синергии; 5. закон самосохранения и 6. закон развития.

Рассмотрим их более подробно.

1. В материальном мире непрерывно происходят изменения: крупные образования распадаются, образуя многочисленные мелкие, мелкие объединяются в новые, более совершенные и т.д. Причем эти процессы повторяются, а смысл повторения - непрерывное совершенствование и улучшение функционирования каждой из частей и согласование действий частей как единого целого.

В соответствии с законом единства каждая биологическая и социальная система стремится настроится на наиболее экономичный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Математически этот закон может быть формализован в виде

,

где - внутренний и внешний потенциал (ресурс) в i-й области (экономике, финансах, и т.д.), способствующий развитию организации;

- внутренний и внешний потенциал (ресурс) в i-й области, стремящийся к ликвидации организации, или нанесению ей максимального ущерба.

Примеры реализации закона: организация, приспосабливаясь к усилению налогового бремени, уменьшает налогооблагаемую базу за счет освобождения неэффективного имущества, увеличения оборотных средств;

У данного закона есть ряд следствий. Так, например, если вычитаемое значительно меньше уменьшаемого, т.е. при практическом отсутствии внешних возмущающих воздействий, ресурсы развития организации стремятся к нулю. В нет необходимости, начинается застой. Если же внутренний потенциал развития существенно меньше внешнего, т.е. отсутствуют внешние ресурсы, то организации угрожает неплатежеспособность (банкротство).

2. При взаимодействии элементов системы необходимо соблю­дать объективный закон приоритета целого над частью. Это требова­ние обусловлено самой природой целого, его возникновением и развитием.

Система (организация) и ее элементы едины, они не суще­ствуют друг без друга. В то же время их влияние на функционирова­ние социальной системы неодинаково. Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части (элементы), преобразуя их согласно собственной природе, интегрируя и адаптируя к внешним воздействиям. Части подчинены целому, движутся, раз­виваются в его границах и сообразуются с ним в реализации своих функций. Конечно, это подчинение не жесткое, а мягкое, добровольное. Отношения между целым и частью - это отношения одинаковой заинтересованности системы и ее элементов в стабилизации и сохранении организации.

Такая соподчиненность позволяет оптимально развивать в организациях кооперацию, проводить реструктуризацию. Она позволяет предоставлять структурным подразделениям самые широкие полномочия, права и ответственность в границах и рамках единой целостной организации, но предполагает соблюдение единых принципов, стратегических установок, ценностей, нравственных и культурных норм.

В природе иногда целое полностью поглощает часть. В связи с этим, иногда критикуется положения о ведущей роли личности в социальной организации, считая это нарушением объективного закона приоритета целого над частью. По мнению этих ученых, коллективное начало должно преобла­дать над индивидуальным. На наш взгляд, приоритет целого по отношению к части в социальных системах не означает тотального ее подавления, а предполагает социозависимость, взаимопомощь, партнерство свободных и соци­ально ответственных членов организации. Но для более эффективного развития целого, индивидуальное разнообразие, как его составная часть, должно соответ­ствовать общей социальной стратегической цели.

3. В природе, в частности в кибернетике, выявлены устойчивая связь между уровнем разнообразия объекта и уровнем разнообразия субъекта управления. Применительно к социальным организациям разнообразие управляющей системы всегда меньше разнообразия объекта управления. Управляющая система беднее того реального объекта, который она призвана упорядочивать. Только в идеальном случае она может полностью контролировать его поведение. Обычно полный контроль причин и условий протекания управляемых процессов практически недостижим.

Существует необходимый минимум разнообразия органа управ­ления относительно своего объекта, не достигнув которого, он не может успешно выполнять свои функции. Один из созда­телей кибернетики У. Р. Эшби назвал этот предел необходимым разнообразием и сформулировалзакон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Согласно этому закону, неопределенность (неупорядоченность) поведения управляемого объекта может быть уменьшена за счет соответствующего увеличения разнообразия органа управления. Только разнообразие в регуляторе, по мнению Эшби, может уменьшить разнообразие регулируемого процесса, порождаемое возмущениями.

В социальных организациях проявление этого закона можно наблюдать при исследовании причин ухудшения управля­емости фирм. Так, например, если организация расширяет свою производственную, сбы­товую, маркетинговую и иную деятельность, но при этом система управления не изменяется, то, как правило, замедляется процесс прохождения управленческих команд, наблюдаются их запаздывание, несвоевременная реакция на проис­ходящие явления и процессы, определяющие эффективность ее дея­тельности. Возникает конфликт между изменяющимся в направлении многообразия объектом управления и застывшим в своем развитии субъектом управления.

Многообразие существующих в природе и обществе социальных систем, которые различаются по масштабам, сложности, уровню их открытости и т.п., предопределяет альтернативность путей их функционирования и развития. Подобный процесс некоторые ученые рассматривают как закон, проявляющийся на всех этапах эволюции природы и общества. По их мнению, в социальном развитии идет непрерывный жесткий отбор более совершенных организационных структур, обладающих лучшими свойствами адаптации. При этом была бы ошибочной недооценка влияния сознательного, организующего воздействия личности и организации на выбор альтернативных путей развития, которое, по всей вероятности, будет возрастать.

Как отмечалось в предыдущей лекции, для того, чтобы социальная система (организация) функционировала стабильно, она должна иметь единую цель и субъект управления, направляющий ее развитие как целостного образования. При отсутствии или несоблюдении любого из этих параметров социальная система не может со­хранять свою целостность. Вначале она испытывает разбалансированность, дезинтеграцию, хаотическое взаимодействие между со­ставляющими ее компонентами, а впоследствии распадается.

4. Одним из ведущих общих законов организации является закон синергии, в соответствии с которым, для любой системы (организации) существует такой набор ресурсов (элементов), при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (элементов), либо существенно меньше его.

Каждый ресурс организации имеет свои количественные и качественные характеристики, совокупность которых определяет потенциал конкретного ресурса (элемента). При этом возможны три варианта результатов их совместного использования:

ресурсы в основном совместимы друг с другом и их общий потенциал будет приблизительно равен сумме потенциалов всех составляющих ресурсов, отличаясь от нее не более, чем на 10-15 % в меньшую или большую сторону;

ресурсы взаимодействуют или мешают друг другу и их общий потенциал будет на 50-60 % больше или меньше суммы потенциалов;

ресурсы существенно, в два и более раз, усиливают общее воздействие.

В первом случае срабатывает аддитивный эффект, во втором - эффект эмерджентности, и лишь в третьем, - возникает эффект синергии.

Таким образом, повышение общего потенциала организации в результате возникновения эффекта синергии эквивалентно формальному приобретению новых ресурсов. При этом формальное приобретение новых ресурсов не требует финансовых затрат.

Весьма близок к открытию и обоснованию этого закона был выдающийся русский ученый А.А. Богданов, который указывал, что «организационное целое больше простой суммы своих частей». Представители различных отраслей знаний предлага­ют разные обоснования появления этого эффекта: эконо­мисты объясняют его разделением и кооперацией труда, психологи - тем, что социальный и психологический контакт индивидов сам по себе вызывает соревнование и «действует на нервную систему работника оживляющим, ободряющим образом и тем повышает интенсивность труда», физиологи - тем, что «соединение двух сил позволяет преодолевать препятствия, каждую из них в отдельности превышающие». Разнообразие ответовне отрицает причину возникновения синергетического эффекта, а лишь подтверждает его универсальность.

Специалист в области управления, зная суть этого закона, должен определить оптимальный набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Причем желаемый деятельный тип организации можно сформировать не из любого набора элементов. Важно учитывать социокультурные характеристики индивидов (элементов), их трудовую добросовестность, профессионализм, склонность к инновационным изменениям и т.п. Это значит, что именно элемен­ты при соответствующих условиях способны сформировать потенциал системы. Качества системы влияют на поведение ее элементов, однако формирование новой организационной системы требует соблюдения соответствия системы ее элементному составу.

А.А. Богданов определяя важность и значимость закона синергии, писал: «Полный расцвет ее будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: как наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов реальных или идеальных».

Закон синергии действует независимо от воли управляющего, однако результаты действия закона зависят от состояния трех сред: руководителя, персонала и внешней среды. Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы (элементы) для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая опыт в процессе перебора различных элементов в деятельности своей организации и последующего отслеживания результатов, либо используя опыт успешных организаций. Признаки достижения положительной синергии в организа­ции:

- длительная и качественная и безаварийная работа оборудования;

- использование ранее не задействованных ресурсов;

- доверительные отношения между сотрудниками;

- хорошее настроение в коллективе;

- усиление интереса ра­ботников к повышению профессионального роста;

- активное при­обретение акций своей организации;

- усиление лояльности к своей организации и ее ру­ководству;

- рост числа предложений относительно совершенствования технологии и структуры управления;

- усиление технологической и организационной дисциплины;

- постоянный спрос на продукцию, наличие постоянных потребителей;

- уменьшение объема услуг сторонних организаций;

- поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

- выработка и поддержка традиций организации;

- благо­творительная деятельность организации;

- устойчивость организа­ции к внутренним и внешним воздействиям.

5. Во всех материальных системах, в том числе и в социальной организации, действует закон самосохранения, согласно которому каждая организационная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

Этот закон может быть сформулирован и иначе: сумма внутреннего потенциала (ресурса) - и внешнего потенциала - организации, функционирующей в определенной сфере и стремящейся самосохранению, больше суммы внутреннего - и внешнего потенциалов - организации, функционирующей в этой же сфере и стремящейся к ликвидации первой или нанесению ей вреда. Этот эффект возникает в силу использования первой организацией всего своего потенциала, а второй лишь значительной его части. То есть, потенциал созидания больше потенциала разрушения. Этот закон может быть представлен в виде соотношения

;

В теории организации различают семь уровней самосохранения. Каждый уровень включает диапазон значений параметра самосохранения, его качественные характеристики и варианты необходимых управленческих решений. Параметр самосохранения С в % рассчитывается путем деления разности потенциалов созидания и разрушения на потенциал создания

,

где С - потенциал созидания;

Р - потенциал разрушения.

Таблица 1 – Параметры самосохранения организации

Уровень Диапазон значений, % Качественные характеристики Варианты решений
  –100 – –40 Разрушительные факторы очень сильны для компании и дополнительная помощь вряд ли поможет Компанию следует ликвидировать
  – 40 – – 10 Для старых компаний это возможен кратковременный спад в общем цикле "подъем-спад". В противном случае старую компанию ликвидировать. Но­вую компанию лик­видировать, либо находить новые ре­сурсы
  – 10– 10 Если ситуация кратковремен­на, то это эпизод в обычной конкурентной борьбе за вы­живание. Если ситуация затягивается - прини­мать кардинальное решение
  10 – 50 Нормальная ситуация в ры­ночной экономике  
  50 – 100 Благоприятная ситуация в рыночной экономике  
  100 – 200 Компания работает в неза­конно льготных условиях, что может вызвать открытое не­довольство аналогичных компаний. Принять меры к предупреждению кризисной ситуации
  более 200 Ситуация связана с индиви­дуальным лоббированием интересов компании или от­мыванием "грязных денег" Компанию следует немедленно ликви­дировать

При первом и седьмом уровнях организацию необходимо ликвидировать. Второй уровень самосохранения должен учитывать цикличность развития компании. Спад и подъем в деятельности компаний имеет довольно продолжительный характер. Так спад длится в среднем 2,5 года, а подъем продолжается в течение 3 лет, поэтому у руководителей организаций есть время для принятия решения. Типовые показатели устойчивости компаний - это 3, 4 и 5-й уровни самосохранения.

Объективно самосохранение организации зависит от внешних и внутренних факторов, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Само­сохранение организации обусловлено действием двух противополож­ных организационных факторов - стабильности функционирования и развития: стабильный фактор при его абсолютизации может в конечном счете вызвать бюрократизацию и застой; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.

К внутренним факторам относятся:

философия организации и принципы ее деятельности;

уровень квалификации персонала;

эффективность реализации мотивов и стимулов, потребностей и интересов персонала;

использование передовых технологий и ресурсов;

уровень коммуникаций;

степень сочетания функций и структуры управления;

качество и уровень маркетинга.

К внешним факторам относятся:

социальная, демографическая и психологическая обстановка в стране;

экономическая и политическая ситуация в стране;

состояние развития науки и технологии;

уровень культуры, в т.ч. культуры межорганизационных отношений.

Внутренние факторы в основном управляемы со стороны руководства, а внешние нет. Профессионально формируя внутренние факторы деятельности организации, специалист в области управления может существенно повысить ее созидательный потенциал. Для этого могут быть целесообразны следующие мероприятия:

совершенствование социально-психологического климата в коллективе;

оптимальное сочетание организационных структур и выполняемых функций;

развитие инновационной деятельности;

повышение профессиональной подготовки персонала;

развитие информационной сети связи с клиентами, поставщиками и потребителями;

создание союзов взаимного страхования с аналогичными организациями;

увеличение в уставном капитале организации доли ликвидного имущества.

Достижение требуемых уровней самосохранения организации может быть обеспечено организационными и экономическими методами.

Организационные методы направлены на формирование эффективной системы управления организацией и согласование ее со структурой и составом внешней среды. Они предусматривают три варианта вхождения организации во внешнюю среду.

Во-первых, организация может стать звеном (технологическим, экономическим и т.п.) в цепи производства и реализации продукции, а внешняя среда сводится к 1-2 организациям. Этот вариант основан на предложениях по заполнению свободных ниш в деятельности внешних организаций, заинтересованных в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации и знаний. Он предполагает минимальный потенциал разрушения и поэтому ресурсы организации могут быть небольшими. В свою очередь организация при минимальных затратах получает со стороны внешней среды хорошо развитую инфраструктуру. Этот вариант иногда называют "идти в колее". Он обеспечивает минимальный риск, средние доходы и время деятельности от 3 до 5 лет. Вариант хорош для организаций занимающихся универсальным производством или работающем в сфере традиционных услуг.

Во-вторых, организация может обеспечить весь цикл производства и реализации продукции, а внешняя среда сводится к типовому набору организаций. Этот вариант представляет собой типовую процедуру деятельности организации в сформировавшейся внешней среде. Часть этой среды имеет непосредственные отношения с ней, например, налоговая инспекция, банк, поставщики и потребители и т.п. Этот вариант таит в себе большой потенциал разрушения, поэтому ресурсы организации должны быть значительными. Организация, входящая во внешнюю среду по этому варианту, должна вести себя активно и целенаправленно в интересах самосохранения.

В-третьих, организация может сама формировать для своей деятельности внешнюю среду из зависимых организаций. Эта схема предполагает создание менеджерами части внешней среды из зависимых и дочерних компаний, действующих в интересах патерналистской компании. Этот вариант приемлем для специалистов в области управления, обладающих хорошими знаниями и практическим опытом реструктуризации.

Экономические методы призваны обеспечить необходимые финансово-экономические показатели, обеспечивающие сохранение и развитие конкурентных преимуществ организации, выполнение ею субсидиарных обязательств.

Для реализации закона самосохранения, по мнению одного из теоретиков менеджмента М. Портера, большое значение имеет следование трем стратегиям поведения фирмы на рынке:достижение лидерства в минимизации издержек производства, специализация в производстве продукции, концентрация усилий фирмы в выбранном рыночном сегменте.

Достижение лидерства в минимизации издержек производства позволит фирме за счет более низких цен на аналогичную продукцию завоевать большую долю рынка. Фирмы, использующие такой тип стратегии, должны добиваться хорошей организации производства и снабжения, высокого уровня профессионализма сотрудников и внедрять передовую технологию.

Специализация в производстве продукции обеспечивает организа­ции более высокую степень совершенства специализирован­ного производства и позволяет добиваться лидерства в избранном виде продук­ции. Фирмы, предпочитающие этот тип стратегии, должны иметь развитые научно-исследовательские и инновационные структуры (венчурные дочерние организации), а также маркетологов и дизайнеров высокого класса.

Концентрация усилий фирмы в выбранном рыночном сегмент позволяет фирме объединить две первых стратегии - снижение издержек и высокую специализацию в производстве продукта. Для реализации стратегии третьего вида фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. конкретных потребителей.

По мнению некоторых исследователей, действие закона самосохранения организации проявляется в поддержании ее целостности, экономном использовании ресурсов, адаптации к внутренним и внешним изменениям, ее качественном и количественном развитии.

Объективно существование любой организации характеризуется двумя взаимодействующими и противоборствующими тенденциями: функционированием и развитием. Процесс функционирования стремиться к стабильности и размеренности, по сути сдерживает развитие, но объек­тивно является питательной средой для развития. Развитие разрушает многие устояв­шиеся процессы функцио­нирования, но создает условия для более благоприятного функционирова­ния организации в целом.

Функционирование это и есть процесс самосохранения установленных для организации функций, определяю­щих целостность, качест­венную определенность и сущность организации, обеспечивающих достижение поставленных перед органи­зацией целей.

Развитие это - приобретение новых количественно-качественных харак­теристик, ук­репляющих жизнеспособность и конкурентные преимущества организации в условиях изменяющейся среды. Следствием развития являются: повышение производительности труда, изменение его характера, возник­новение новой технологии, усиление мотивации деятельности и т.п.

6. В соответствии с законом развития каждая социальная организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Математическая интерпретация закона развития имеет следующий вид:

где - потенциал организации на j-м этапе жизненного цикла;

- потенциал организации в i-й области на j-м этапе;

- потенциал развития организации.

При этом основу потенциала организации составляют материальные и нематериальные ресурсы. Потенциал развития является величиной субъективной, зависит от представлений руководства об устойчивости компании и выражается, прежде всего, в запасах и резервах организации.

Развитие организации графически может быть представлено кривой близкой к кривой нормального закона распределения.

В рамках закона развития можно выделить ряд закономерностей.

Во-первых, в коммерческих организациях наблюдается эффект запаздывания и инерции - изменения потенциала организации спустя некоторое время после начала использования новых ресурсов и продолжение его изменений некоторое время спустя после окончания их использования. Этот эффект может быть сформулирован иначе: внедрение нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания, а отработанный (устаревший) ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового. В ряде организаций инерция проявляется в использовании физически и морально устаревшего оборудования, в деятельности отживших организационных структур.

Во-вторых, на ход развития организации и приращение ее потенциала влияет потенциал самой организации.

;

При этом функция влияния в различных условиях может иметь различный вид: линейной, экспоненциальной, логарифмической и т.д. функций.

В-третьих, каждая организация стремится сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий, что проявляется в эластичности реакции.

Высокая эластичность характеризуется быстрым и плавным реагированием на возмущающие воздействия. Низкая эластичность проявляется в длительном ожидании и принятии решений не в полной мере соответствующих внешнему возмущению.

В-четвертых, процесс изменения потенциала организации R идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак изменения. Это и есть закономерность непрерывности. Изменения в ресурсах организации постепенно изменяют общий ее потенциал.

В-пятых, каждая организация стремится к стабильности своего функционирования, о чем мы вели речь выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: