Виды глазурей

Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. В состав глазури вводят также оксиды металлов.

В зависимости от способа приготовления глазури подразделяются на сырые и фриттованные. Сырые глазури наиболее просты: все компоненты измельчают и смешивают с водой до определённой плотности глазурного шликера. Для получения фриттованной глазури компоненты глазурной смеси фриттуют, то есть сплавляют (обычно при температуре 1200—1300 °C), вследствие чего образуются нерастворимые силикаты и другие соединения. После плавления фритту выливают в ёмкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно измельчают в ступе.

Различают глазури туго- и легкоплавкие. Тугоплавкие применяются для фарфора, шамота, твёрдого фаянса. Температура их плавления 1125—1360 °C. Для майолики берут глазури, которые плавятся при температуре 900—1100 °C.

Цветные глазури Для декорирования изделий из фарфора и майолики часто применяют яркоокрашенные цветные глазури, т. н. поливы. Цвет достигается введением в бесцветную глазурь оксидов и солей металлов. Так, окись кобальта даёт цвет от светло- до темно-синего; окись хрома — зелёный, а при наличии олова — розовый, красный; окись меди используют для получения изумрудно-зелёной, сине-зеленой глазури, а также глазурей медно-красных оттенков для восстановительного обжига; соединения с марганцем дают коричневые, розовые цвета; окись железа — от жёлтого и красного до коричневого и чёрного и т. д. Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в древнем Египте, Китае IV—V вв., позднее — в Иране, Корее, Японии в XI—XIII вв.

Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI веке во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии, России. Определились характерные черты художественного фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения — росписью, рельефом, цветными глазурями. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- КЕРА́МИКА -------------------------------------------------------------Керамика ("глина") — общее название всех видов изделий из обожженной глины (см. бисквит; "веджвуд"; глино-каменные массы; итальянская майолика; мягкий фарфор; фарфор; фаянс; шамот). Искусство керамики — одно из древнейших, оно возникло на рубеже 4—3 тыс. до н. э. Урук. Древние греки изготавливали из керамики не только бытовую утварь (см. античные сосуды), но и плиты для облицовки зданий, архитектурные детали (см. антефикс; Вавилон; калиптеры; кассета; солены; терракота). Ведущим центром гончарного ремесла был г. Коринф в Арголиде. Из терракоты (итал., от лат. terra cotta — "обожженная земля") изготавливали таблички для письма, "доски" для живописи (см. пинака; пинакотека), вотивные статуэтки. Этруски использовали глину для изготовления сосудов, жаровен, урн, саркофагов. В эллинистическое время делали чаши и кубки с рельефным декором (см. мегарские сосуды; терра сигиллата), а также танагрскую коропластику. Гончарам покровительствовала богиня Афина (Афина Эргана — "Работница"), но мастера опасались, что злые духи — Асбест (греч. a-sbestos — "неуничтожимый"), Омодамос, Сабакт, Синтрипс, Смарагос — могут уничтожить их работу, и в "песнях гончаров" призывали богиню защитить свой труд (вероятно, в этом обычае отразились технологические сложности обжига изделий). На северо-западе столицы Греции в древности существовал район, где селились гончары (Kerameikos). Он делился на две части — "внутренний керамик", занимавший северную часть Агоры́, и "внешний керамик", за городской стеной (вынесенный за черту города во избежание пожаров от печей для обжига). Район, по утверждению римского писателя Павсания, получил название от имени героя Керама, сына Диониса и Ариадны, который считался изобретателем искусства керамики. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ИЗРАЗЕЦ Изразец, покрытое глазурью изделие из глины, иначе называется. Кафель; употребляется для облицовки печей, а также стен, полов облицовки печей, а также стен, полов Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.[1]

Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях.[2]

Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. Изготовление изразцов — сложный процесс.

---------------------------------------МАЙОЛИКА

Майолика это разновидность керамической плитки. Своим названием майолика обязана испанскому острову Майорка, сюда купцы свозили изделия из глины в оловянно – свинцовой глазури. Красиво расписанные блюда и кувшины имели достаточно высокую цену и служили украшение любого парадного зала. Росписью этой великолепной плитки занимались мастера, имеющие художественный вкус и твердую руку. После чего керамику помещали в печь для обжига, в которой глазурь сплавлялась с краской.. Русские изразцы очень верно выражали философское и эстетическое воззрение своей эпохи. Многоцветная и нарядная плитка говорила о богатстве и могущественности ее стали использовать в убранстве храмов и царских палат.При изготовлении изразцов необходима красная глина, после придания формы плитка покрывается глазурью и эмалью. Макет для придания формы изделия делается из мягких материалов, по которым впоследствии создается гипсовая форма. После на белоснежной эмали наносится декоративный рисунок, и плитка подвергается обжигу еще раз. Обжиг осуществляется в специальных печах, равномерно распределенное тепло, которых позволяет изразцам провести равномерную усадку. Вся производимая работа должна происходить под тщательным контролем опытных мастеров, которые следят за сохранением всех необходимых параметров обжига. Некоторые образцы дополнительно глазируют красками со специальным составом. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ФАЯНС

Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.Европейский фаянс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: