Фаянс в России

В Российской империи предшественницей фаянса была майолика. В 1724 году в Санкт-Петербурге была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики. Петербургские и гжельские фабрики стали основой фаянсовой промышленности России. Настоящие фаянсовые заводы появились в России лишь в начале XIX века. Именно тогда были открыты крупнейшие предприятия в этой области — Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии (ныне Конаковский фаянсовый завод). ШИНУАЗРИ (фр. chinoiserie), китайщина — в декоративном и изобразительном искусстве 17—18 вв. мотивы китайского искус­ства, изображение китайцев, китайс­ких беседок, китайского пейзажа и т. д.
Подражание дальневосточному фарфору сказалось в делфтском фа­янсе и майссенском фарфоре.
Дальневосточным садам подражали в Англии, Германии и России.
Во Фран­ции, Германии, России устраивались китайские кабинеты с росписями, панно, плафонами на китайские темы с имитацией китайских лаков.
Выда­ющийся образец «шинуазри» — Китайский дворец (1762—1768), построенный Антонио Ринальди в Ораниенбауме. Шинуазри́́ (от фр.chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей 18 века. Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие, как «ветвь» стиля рококо.

Более двух столетий назад, когда в Европе царил роскошный стиль рококо, западный мир почувствовал и оценил обаяние утонченной культуры Поднебесной Империи. Владельцы дворцов устраивали «китайские комнаты» и собирали целые галереи китайского фарфора. Россия также не была исключением. Русские открыли для себя совершенно иную, удивительно гармоничную культуру пагоды, китайские фонарики, драконы, немыслимое буйство красок расписных китайских ширм, шелков, лаковых миниатюр. С тех пор моды и стили неоднократно менялись, но мебель и предметы быта в колониальном стиле прочно вписались в европейский интерьер. Они, подобно маленькому черному платью, никогда не выходят из моды.

Неудивительно, что китайские фонарики запечатлены на многих картинах западно-европейских и русских мастеров. Встречаются они и на современных полотнах.

· В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).
На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль.

ШИНУАЗРИ (фр. chinoiserie), китайщина — в декоративном и изобразительном искусстве 17—18 вв. мотивы китайского искус­ства, изображение китайцев, китайс­ких беседок, китайского пейзажа и т. д.
Подражание дальневосточному фарфору сказалось в делфтском фа­янсе и майссенском фарфоре.
Дальневосточным садам подражали в Англии, Германии и России.
Во Фран­ции, Германии, России устраивались китайские кабинеты с росписями, панно, плафонами на китайские темы с имитацией китайских лаков.
Выда­ющийся образец «шинуазри» — Китайский дворец (1762—1768), построенный Антонио Ринальди в Ораниенбауме. Шинуазри́́ (от фр.chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей 18 века. Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие, как «ветвь» стиля рококо.

Более двух столетий назад, когда в Европе царил роскошный стиль рококо, западный мир почувствовал и оценил обаяние утонченной культуры Поднебесной Империи. Владельцы дворцов устраивали «китайские комнаты» и собирали целые галереи китайского фарфора. Россия также не была исключением. Русские открыли для себя совершенно иную, удивительно гармоничную культуру пагоды, китайские фонарики, драконы, немыслимое буйство красок расписных китайских ширм, шелков, лаковых миниатюр. С тех пор моды и стили неоднократно менялись, но мебель и предметы быта в колониальном стиле прочно вписались в европейский интерьер. Они, подобно маленькому черному платью, никогда не выходят из моды.

Неудивительно, что китайские фонарики запечатлены на многих картинах западно-европейских и русских мастеров. Встречаются они и на современных полотнах.

В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Фарфор -из каолина,очень плотный, звеняший, на изломе белый, твёрдый как стекло.(посуда, статуэтки) Фаянс, то- же, но более мягкий, рыхлый, на изломе может быть пористым.
Керамика - обожжёная глина. -------Китайский фарфор, дельфтский фаянс, английский тонкий фаянс---------------------.
Фаянс Подлинный фаянс, называемый специалистами «тонким фаянсом», рождается в Англии во второй половине XVIII века. При изготовлении фаянса в белую глину примешивают известь. В итоге получается белое пористое изделие, которое сверху покрывают белой глазурью. В зависимости от содержания извести различают «мягкий тонкий фаянс» (с высоким содержанием извести), «средний тонкий фаянс» (со средним содержанием извести), и «твердый тонкий фаянс» (практически совсем без извести). Последний вид фаянса по виду и крепости очень напоминает фарфор или изделие из так называемой «каменной массы».-------------------- Фаянсовую посуду покрывают глазурью затем, чтобы она была гладкая и пригодна для дальнейшего раскрашивания. Фаянс – изделия тонкой керамики, покрытые прозрачной или глухой глазурью. Водопоглощение составляет 9–12%. В отличие от фарфора содержат больше глины, а также мел или известняк. Гениальным мастером тонкой глазурованной керамики стал в XVI в. французский скульптор Бернар Паллиси. Во Франции тогда не умели делать фаянс и эмаль. Палисси решил открыть секрет их изготовления. Он нашел способ изготовления разноцветных полив, прозрачных, очень красивых, хорошего качества и стал делать блюда и тарелки овальной формы, неглубокие, с прямыми широкими краями. Гармония красок, удивительная полива мастерски изображали природу.

Широкому использованию фаянса Франция обязана "королю-солнцу" Людовику XIV. Опустошив казну бесконечными войнами, он в целях экономии запретил использование серебряной посуды. В 1700 г. король заменил свой столовый золотой прибор фаянсовым. В лавках начали раскупать фаянс, он сделался модным, что послужило толчком для его производства во Франции. Центрами керамики стали города Руан, Невер. В Руане делали фаянс синий и красный - секрет норманских керамистов - и блюда ярко-желтые, с почти черными тонкими арабесками.



Сейчас широко известно, что фарфор был изобретен в Китае, но, вообще-то, есть неопровержимые сведения, что на самом деле его открыли в Персии, которая владела секретом производства высококачественного тонкостенного фаянса, причем суперфаянс, то есть фарфор (от арабского слова «фахфури», что означает «императорский»), предназначался исключительно для высочайших особ. Что же касается китайцев, то можно предположить, что они, как всегда, лишь освоили массовое производство, заполонив фарфоровыми изделиями всю Европу. При этом они искусно скрывали секрет производства и делали вид, что настоящий фарфор может производиться только в Поднебесной империи и нигде больше.
Но китайцы, видимо, заломили за свой фарфор чересчур высокую цену или со временем ухудшилось качество их изделий. Во всяком случае, в Европе решили сделать свой фарфор и достаточно быстро раскрыли секрет. Правда, поначалу европейцы считали, что этот материал представляет собой смесь яичной скорлупы и морских раковин, оттого и назвали его порцелином — от слова «порчелло» (разновидность морских раковин). Но в конце XVII века французский монах-иезуит Д'Антреколл под личиной миссионера съездил в Китай и разведал, что для изготовления фарфора китайцы применяют два вида сырья: «каолин» и «петунтзе», то есть белую глину и полевой шпат. Остальное было делом техники. Первым создал фарфор алхимик Иоганн Фридрих Бетгер. Вообще-то, саксонский курфюрст Август Сильный освободил алхимика из тюрьмы, где тот сидел за антинаучные взгляды, при условии, что Бетгер наладит с помощью философского камня массовое производство золота, но решение этой задачи затянулось, так что пришлось ограничиться фарфором, который в те времена в Европе называли белым золотом. В январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была пущена первая европейская мануфактура по производству фарфора.
Российский император Петр I тоже мечтал обзавестись собственным фарфором, тем более что его сподвижник Иван Посошков не уставал повторять: «А кои у нас в Руси обретаются вещи, яко же соль, железо, иглы, стеклянная посуда, зеркалы, очки, оконешные стекла, шляпы, скипидар, робячьи игрушки, вохра, черлень, празелень, пулмент, то всем тем надобно управлятися нам своим, а у иноземцев отнюдь бы никаковых тех вещей и на полцены не покупать». Однако сам Посошков, кроме как давать ценные советы, ни к какому другому делу не был приспособлен. Пришлось Петру I в 1718 году пригласить в Петербург заморского ученого Петера Эггебрехта. Однако тот в России не задержался. Одному из первых специалистов по промышленному шпионажу Юрию Кологривому также не удалось выведать секрет саксонского фарфора.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------В царствование Елизаветы Петровны в целях «учреждения в Санкт-Петербурге мануфактуры для делания голландской посуды тако ж и чистого фарфора, как оный в Саксонии делается» из Германии выписали нового «порцелинного дела мастера» Христофа Конрада Гунгера, но на всякий случай прикрепили к нему молодого бергмейстера Дмитрия Виноградова. У Гунгера, как и следовало ожидать, тоже ничего не вышло. Впоследствии Виноградов писал о нем и ему подобных: «Сколько таких побродяг находится в свете, которые из ничего золото хотят делать, другие из всех камней и земель чистый порцелин составить обещаются, а сами ни основания, ни истинного искусства весьма не знают и тем, кто их обманам поддается, целые горы к порцелину годной материи и полные магазины чистого фарфора обещают. Но те магазины с фарфором только на воздухе строят и только дым и чад за порцелин продают и чрез то других обманством своим в великие протори и убытки вводят»


Фарфор, который в конце концов получил Дмитрий Виноградов, ничем не уступал саксонскому — был таким же белым, тонким, легким, звонким, прочным и почти прозрачным. Почему же ученый продолжил исследования? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уточнить, чем в древности фаянс для простолюдинов отличался от императорского фаянса, то есть фарфора, или, как называл его Виноградов, «чистого порцелина». Химическим составом? Нет, он был почти тем же самым, что и у фаянса. Тогда, может быть, роскошным оформлением? Парадоксально, но настоящий фарфор почти не декорируется и зачастую даже не покрывается глазурью. Основное отличие древнего фарфора было в том, что яд изменял цвет фарфоровой посуды, а от сильнодействующего яда она даже со звоном раскалывалась. Таким образом, фарфор предохранял императоров от преждевременной смерти, потому-то они и стремились им обзавестись.
Сейчас производители фарфоровой посуды уверяют потребителей, что это всего лишь легенда, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Возможно, это и так. Однако едва ли не первая подделка фарфора была предпринята во Флоренции семьей Медичи, прославившейся своим пристрастием к ядам, — очень уж представители этой семьи любили за обедом потравить своих гостей и друг друга. Использовать подлинную фарфоровую посуду им, видимо, было не с руки.
Удалось ли Дмитрию Виноградову приблизиться к тайне живого фарфора, неизвестно — большая часть записей ученого таинственным образом исчезла. Императорский фарфоровый завод без Виноградова захирел, да и частные фарфоровые и фаянсовые мануфактуры в России вовсе не процветали. На то была веская причина. Сейчас почему-то принято считать, будто до появления на Руси фаянсовой и фарфоровой посуды знать едала со злата-серебра, а народ хлебал щи исключительно лаптем, причем из деревянного корыта. Между тем в стране было очень развито гончарное дело. Глиняная посуда с виду, конечно, была неказистой, но недорогой и очень добротной — молоко в глиняной крынке долго сохранялось свежим, а пища, приготовленная в керамическом горшочке, имела замечательный вкус. Как бы ни была привлекательна фаянсовая и фарфоровая посуда, народ на Руси до середины XIX века все же отдавал предпочтение проверенной временем керамике.
Вообще, складывается впечатление, что фарфоровая посуда в России воспринималась лишь как нечто декоративное. На ней что только не рисовали. Например, по заказу Екатерины II на частной фабрике Гарднера были изготовлены четыре сервиза с изображением Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и святого Владимира. Понятно, что никому и в голову не приходило есть из этих сервизов, тем более что все знали — англичанин Фрэнсис Гарднер был лесопромышленником и ничего в гончарном деле не понимал. Стремясь привлечь публику, он даже подделывал на своих изделиях марку Мейсенской мануфактуры — голубые скрещенные мечи.

Однако прошло немного времени и в России появился живой фарфор, причем без всякого участия заморских «побродяг». В 1810 году купец Яков Кузнецов открыл в городке Гжель небольшую фабрику по производству фаянсовых и фарфоровых изделий. Ходили упорные слухи, что процветание фабрики было связано с тем, что Кузнецов изготавливал фальшивые деньги, а также подделывал древние этрусские вазы, но не пойман — не вор. Сын Терентий расширил дело отца, построив в местечке Дулево Владимирской губернии завод с сортировочным цехом, мастерской для росписи и складом. Но расцвет династии пришелся на внука — Матвея Кузнецова, который за короткое время скупил многие российские предприятия, включая фабрику Гарднера. Поговаривали, что ему в этом помогли российские купцы-староверы, но никто не отрицал того, что убыточные фарфоровые фабрики Матвей Кузнецов буквально возрождал из пепла.

. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).
На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фарфор

Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII—XIX век)

Фарфо́р (от перс. фегфур) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: