Готический стиль

В готический период с изобретением заново двуручной пилы (дававшей возможность получать тонкие доски), а также распространением рамно-филёнчатой каркасной конструкции (как бы перекликавшейся со структурой готических архитектурных сооружений) появилась более лёгкая и прочная мебель. Напряженно вытянутая вверх, она композиционно членилась на относительно самостоятельные поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готических архитектурных мотивов (стрельчатые арки, нервюры), растительных и геометрических узоров, фигурных изображений. Известен довольно обширный перечень готической мебели: сундуки-лари, поставцы (первоначально тот же сундук, поставленный на высокие опоры) для хранения. Ажурная резьба (масверк) масверк - геометрический орнамент, в основе которого лежит построение с помощью циркуля. орнамент готического стиля, похожий на кружевную резьбу. Часто такой орнамент используется для декорирования мебели из дерева, однако впервые масверк появился как орнаментальный рисунок на окне.

Стиль Регентства

Барокко

В XVII веке с развитием барокко дворцовая мебель (Италии и Южной Германии; шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной доской для письма), активно использующая архитектурные мотивы (витые колонны, разорванные фронтоны), а также скульптурную резьбу и красочную мозаику, обретает живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных очертаний и беспокойной игрой светотени, порой буквально сливающихся с декором интерьера.

Классицизм

С развитием классицизма во II-й половине XVII века стали делать фанерованные кабинеты и 2-створчатые шкафы, в которых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью барочного декора (букеты цветов, растительные узоры). Выполненный в технике инкрустации (деревом различных пород, перламутром, черепахой, золочёными металлами), декор плотно покрывал поверхность изделия, вписываясь при этом в рамки прямоугольных очертаний. В качестве отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой и мягких табуретов, предназначенных для дам (учитывалась пышность наряда), применялись шпалеры, золочение по левкасу.

Рококо

С расцветом стиля рококо во II-й четверти XVIII века на смену монументально-строгим классицистическим формам приходят интимные, прихотливо динамичные. Излюбленные типы мебели этого периода: комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письменный стол с футляром, закрывающим рабочую плоскость), консольные столы, софы. Наряду со стационарной мебелью, расставленной вдоль стен, стали вводиться также многочисленные типы лёгкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров — стулья, кресла со спинками, словно облегающими тело, банкетки. Все они, обитые единой тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры. Для декора мебели рококо были характерны: свободно располагающиеся изящные узоры, исполненные в технике маркетри; цветы, расписанные по жёлтому, розовому, голубому или светло-зелёному фону; мотивы китайского искусства, нанесённые краской или золотом по чёрному лаку. Во 2-й половине XVIII века, с определением принципов нового направления в искусстве классицизма, корпусная мебель (шкафы-буфеты, секретеры, бюро) обретает лёгкость тектоничных, строго геометрических форм с широкими гладями красного дерева, подчёркнутыми сдержанной бронзовой отделкой (часто в виде античных орнаментальных мотивов). Особенностью стульев и кресел этого времени, опиравшихся на прямые каннелированные ножки, стало заметное отделение спинки от сиденья, в чём также нашёл выражение классицистический принцип тектонически ясного расчленения форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: