Чиппендейл

В середине XVIII века популярностью в Европе пользовалась английская мебель, наречённая именем своего создателя — Т. Чиппендейла. Изготовленная из красного дерева, мебель этого мастера отличалась сочетанием рациональности форм, ясности структуры предмета с изяществом линий и прихотливостью узора (мотивы китайского искусства, готики и рококо).

Стиль директории

Стиль позднего классицизма — «Ампир»

С утверждением в странах Европы в I-й четверти XIX века позднего классицизма (так называемого ампира) мебель, нередко буквально копирующая древние египетские, римские и греческие формы, обретает монументальность нарочито статичных форм, декорированных крупной рельефной бронзовой отделкой (с мотивами древнеримского и древнеегипетского искусства). Конструктивно ясная, она естественно вписывалась в интерьер, играя решающую роль в его пространственной организации.

Модерн

С зарождением стиля «модерн» (в конце 19 — начале 20 веков), стремившегося к единству и самостоятельности в художественном решении материальной бытовой среды, в мебели стали вестись поиски новых конструктивных форм и фактурно-цветовой выразительности материала. По мере эволюции «модерна» формы мебели изменялись от причудливо изогнутых, порой асимметричных, к строгим, рационально обобщённым. В целом мебель «модерна» становится менее громоздкой (постепенно исчезают большие корпусные изделия): начинают применяться стенные шкафы и ниши. Нередко черты собственно «модерна» в мебели сочетались с национально-романтическими и неоклассицистическими тенденциями:посуда, шкафы, кресла, столы, кровати с деревянным навесом. МЕТАЛЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, художественные изделия из металла, произведения декоративного искусства, такие как ювелирные изделия, посуда, украшения, предметы культа, архитектурные детали, сделанные из металла.

На Западе классификация изделий из металла как вида декоративного или декоративно-прикладного искусства – явление сравнительно недавнее. До промышленной революции различие между «декоративным» и «изящным» искусством не было существенным, и работа по металлу с точки зрения художественного мастерства рассматривалась как равноценная живописи и скульптуре. Во многих случаях мастер, создававший предметы из металла, оказывался искусным художником и в другой области, например в скульптуре. На Востоке, однако, никогда не возникало дистанции между «высоким» и «малым» искусством, и изделия из металла продолжают занимать очень важное место в художественной культуре.

Материалы. Основными материалами для создания художественных изделий из металла являются золото, серебро, бронза, медь, латунь, железо и оловянный сплав. Золото и серебро обычно сплавляются с небольшим количеством меди. Процентное соотношение золота в сплаве выражается в каратах (1/24 часть сплава); 14-каратное золото, например, содержит 14/24 золота, 10/24 меди. Полновесное серебро обычно содержит 92,2% серебра и 7,8% меди. Природный сплав примерно трех частей золота и одной части серебра, известный как электрум, применялся в древности. Благодаря своей ценности и пластичности золото и серебро обычно использовались для изготовления мелких предметов. Медь, будучи мягким металлом, часто использовалась для создания кованых изделий; еще чаще она служила в качестве опоры или оправы для деталей из других материалов, в виде сплава или листовой меди. Бронза – сплав меди и олова, часто применяется в скульптуре, где особенно ценны текучесть, сопротивляемость сжатию, плотность и твердость этого материала. Латунь представляет собой сплав меди и цинка, особенно широко использовавшийся в искусстве Востока и в позднесредневековой Англии. Железо употребляется для создания произведений в технике литья и сварки, особенно с 12 в. Литое железо, сжимающееся на холоде, позволяет достичь меньшей четкости форм, и поэтому используется, прежде всего, в архитектуре, где в первую очередь требуются прочность и надежность, например, для изготовления ворот, орнаментальных решеток и дверных фонарей. Из сварочного железа, менее ломкого, чем литое, путем горячей обработки могут создаваться узоры из тонких листов и планок. Оловянный сплав состоит в основном из олова с различными по количеству добавками других металлов. Старинное «немецкое олово» (4 части олова к 1 части свинца) было мягким и тяжелым, из него изготавливали литые и кованые пивные кружки и блюда. В 19 в. «британский металл» (89 частей олова, 6 частей сурьмы, 2 части меди, 2 части латуни, 1 часть железа) применялся для промышленного производства легких и твердых заменителей серебра для чайных и кофейных сервизов. Свинец и олово по отдельности почти никогда не использовались в художественных целях. Сорт свинца, называемый «старый свинец», содержит небольшую часть серебра, которое придает ему устойчивость к разложению и особую окраску; он использовался для отливки римских саркофагов, а также для изготовления средневековых крестильных купелей.

Техники формовки. Существуют два основных метода формовки металлов: ковка и литье. Нагретые или холодные заготовки (куски металла, отлитые в подходящие для хранения и транспортировки формы) расплющиваются и деформируются вручную (молотом) или прессом либо плавятся в горне и выливаются из тигля в литейную форму. Более податливые металлы в горячем или холодном состоянии могут протягиваться через прокатный стан (перфорированный блок из литого железа или стали с пазами по сторонам) для изготовления проволоки, труб или брусков.

Ковка (англ. smithery, forging, фр. forgement, ecrouissage, нем. Schmieden, Hammern) может быть ручной и механической. Ручная ковка с древнейших времен была одним из важнейших способов художественной обработки металлов, изготовления разнообразных изделий, произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Методом ковки можно придать любую форму тонким листам металла (т.н. листовая заготовка). Часто листовая заготовка нагревается для придания материалу большей ковкости.

Различные предметы, пустые внутри, – бокалы, чашки и чайники, их ручки и сливы легко делаются путем сворачивания и запаивания листовой заготовки. До промышленной революции подобные сосуды выделывались при помощи ручной вытяжки – обработки листа металла молотом по нескольким наковальням с последовательно увеличивающимся изгибом; перед каждой новой стадией ковки металл повторно нагревали. Оставленные молотом следы на внешней поверхности изделия удалялись выравниванием специальным полировальным молотком, а завершающая полировка выполнялась вручную мелкозернистым абразивным составом. Затем в неприметном месте ставились метки изготовителя или пробирные клейма.

С начала 19 в. ручную вытяжку сменила механическая обкатка – изготовление сосуда из плоского диска на вращающемся станке при помощи инструментов, которые постепенно увеличивали изогнутость стенки. Горячая и холодная прокатка на гидравлическом прессе сделала возможным очень быстрое изготовление полых сосудов из листовой заготовки. Нанесение декора на поверхность тоже стало механизированным: к листовой заготовке прикладывали валики с нарезным непрерывным узором. Плоские изделия, некогда изготавливавшиеся вручную литьем или ковкой, стали штамповать и формовать в один ход пресса.

Разные детали одного изделия часто соединяются методом сварки, который включает плавление паяльной лампой и последующее спаивание металлов в месте соединения. Ок. 1742 ножовщик Томас Боулсовер из Шеффилда обнаружил, что серебро и медь, если их одновременно нагреть до высокой температуры, сплавляются механически. Изготовленное таким образом шеффилдское столовое серебро было распространено до 1840, когда этот процесс был вытеснен гальваностегией, т.е. нанесением покрытия из драгоценного металла электролитическим осаждением на металлическую основу, погруженную в раствор соли золота или серебра.

Литье (англ. casting, moulding, фр. fonte, coulage, нем. Gießen) позволяет получать отливки сложных форм, больших и малых размеров и высокого художественного качества как в единичных экземплярах, так и сериями. Технику литья используют для создания крупных изделий из бронзы, латуни, железа и свинца и мелких изделий из золота, серебра и оловянных сплавов. Эта техника основана на свойстве расплавленного металла принимать форму емкости, в которой он находится, и сохранять эту форму, остывая до твердого состояния; матрица, или литейная форма, имеющая форму будущего изделия, обычно делается из песка или глины. Ради экономии металла и уменьшения веса изделия мелкие отливки обычно делаются монолитными, а крупные изделия – полыми и часто собираются из нескольких кусков. Наиболее распространенным методом литья в бронзе является cire-perdue (утраченный воск). В этом случае фигура сначала грубо формуется в глине, а затем покрывается воском. Резьбой по воску производится желаемая моделировка, после чего накладывается завершающий слой глины. В процессе обжига глиняная модель твердеет, а воск плавится. Через вертикальные литники (отверстия) расплавленную бронзу вливают в пространство, оставленное воском; глиняную оболочку и сердцевину удаляют, когда бронза остынет. Полученную в результате тонкую полую отливку дорабатывают вручную.

Декор из листовой заготовки. Куски нужной формы вырезаются из металлических листов ножницами, а для получения рисунка они могут подвергаться штамповке. Наложение этого типа декора на поверхность сосуда в англоязычной литературе обозначается термином cut-card. Фигуры и узоры, рельефно выступающие над поверхностью сосуда, выполняются выколачиванием металлического листа с оборотной стороны пунсоном в технике, называемой объемной чеканкой, или repoussé (франц.); подобным образом вогнутый рисунок выполняется с лицевой стороны плоской чеканкой. Ровные поверхности могут быть украшены гравировкой при помощи резца или грабштихеля; иногда рисунок прочерчивается сквозь нанесенный на поверхность воск и затем протравливается кислотой. На поверхность изделия может напаиваться тонкая проволока, обычно витая (скань, филигрань), и мелкие шарики (зернь), образующие рельефные формы или тонкий орнамент; сканью и зернью часто украшали оправы драгоценных камней. Если вместо резца используются вращающиеся валки, поверхность приобретает зернистую, матовую или шероховатую фактуру.

В отдельные периоды в некоторых странах в поверхности предметов из меди, латуни, бронзы и стали, а иногда из золота и серебра, делались выемки при помощи вытравливания или гравирования, которые заполнялись другим материалом. Если это заполнение состоит из черных серных соединений серебра, меди или свинца, то такая техника называется чернью, ниелло (итал. niello); если выемки заполняются стекловидной глухой или прозрачной эмалью, то это называется выемчатой эмалью, шанлеве (франц. champleve). Выемки могут также создаваться припаиванием тонких металлических полосок или проволочек-перегородок (франц. cloisons) на гладкую основу из золота, серебра, меди или бронзы; затем выемки заполняются эмалями и изделие обжигается. Эта техника называется перегородчатой эмалью, или клуазонe (франц. cloisonne). Третий вариант этой техники – насечка: на поверхность изделий из стали, латуни или других материалов наносился рисунок из углубленных желобков, выемок и зазубрин, которые заполнялись золотой или серебряной проволокой, затем поверхность тщательно разглаживалась. Техника насечки была изобретена и распространена в Дамаске, поэтому в зарубежной литературе ее иногда называют дамаскированием, что означает также подражание дамасской стали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: