Резьбу по дереву по ее виду и технике исполнения трудно разделить на строгие, отличающиеся друг от друга группы и дать им точное название или определение. Поэтому количество видов и подвидов резьбы по дереву в литературе еще не устоялось, также и названия имеют иногда синонимы, а иногда и противоречия. Для резчика по дереву это большого значения не имеет, он применяет тот или иной вид или прием резьбы в зависимости от своего художественного замысла. Наша задача здесь заключается в том, чтобы познакомить самодеятельного резчика с наиболее распространенными названиями видов резьбы и с их характеристикой.
Чаще всего резьбу подразделяют на пять-шесть видов: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная.
1. Плосковыемчатая резьба по названию происходит от двух характеристик: плоскость и выемки, сделанные на ней. Основной ее признак — контуры в виде выемок, которыми обрисовываются фигуры изображения, или иные, четко ограниченные выемки на поверхности. Она подразделяется на два подвида: геометрическую и контурную.
|
|
Геометрическая резьба. В ней изображаемые фигуры имеют геометрическую форму и выполняются, как правило, в виде прямолинейных и дугообразных элементов. К геометрической также относится резьба, где признак контурности может отсутствовать, но элементы резьбы носят явно выраженный геометрический характер: кубики, крестики, ромбики в виде выемок, ноготки, треугольники и т. д.
1. Треугольники —треугольные углубления. Сначала прорезается сквозная линия всех оснований треугольников с наклоном резака, затем делаются боковые срезы.
2. Треугольники с зубчиками. Средняя линия зубчика (линия надколки) делит угол между основанием треугольника и боковой стороной пополам.
3. Ромбы. Два ряда треугольников с сомкнутыми вершинами.
4. Цепочка. Два ряда треугольников с сомкнутыми основаниями.
5. Витейка. Мелкие треугольники в два ряда, как в ромбах, но со смещением одного ряда на полшага.
6. Змейка. Два ряда треугольников, как в витейке, но один ряд вдвинут в другой.
7. Елочка. Два ряда разных по размеру треугольников.
8. Елочка. Ряд маленьких треугольников п. 7 заменен на ноготки — полукруглые вырезы.
9. Куличики. Контуры ромбов — канавки; куличики — спаренные треугольники (бусы) долевого и поперечного расположения.
10. Сколышки. Комбинация треугольников, вписанных рядами в большой треугольник или ромб. Сначала прорезаются с наклоном резака сквозные линии контура, а затем — параллельные им линии.
11. Чешуйка прямая. Сначала прорезаются сквозные линии сетки без наклона резака, затем делаются вырезы сторон каждой чешуйки.
|
|
12. Глазки. С наклоном на обе стороны от средней линии делаются резаком сквозные прорезы, образующие грани выступающего ребра глазков. Потом делаются вырезы полукруглой стамеской.
13. Фонарики. Режутся канавки сетки, затем — одиночные глазки долевого и поперечного направлений. От глазков отходят прорезные поперечные канавки лучей.
14. Лесенка плоская. Треугольники, соединенные прорезными линиями поперек ленты.
Лесенка простая. Сначала делаются все надрезы с одной стороны.
Лесенка обрезная. Лента надрезается с обеих сторон, и сверху прорезается глубокая линия. Режется лесенка, затем она обрезается снизу.
15. Лесенка с зубчиками прямая. Сначала надкалываются зубчики, после чего режется лесенка.
Лесенка с зубчиками наклонная. Образует вид двухзаходной винтовой линии.
16. Кустики. Полуглазки в сочетании с бусами (спаренными треугольниками).
17. Соты. Сочетание рядов углублений в виде четырехугольной пирамиды вершиной вниз. Сначала прорезаются сквозные линии, параллельные сторонам ромба с наклоном резака в 50°. Потом вырезается каждый ромбик отдельно носком резака или ножа.
18. Кубики. Пересекающиеся лесенки. Резаком, с наклоном в 30°, режутся стороны ромба, затем, с наклоном в 50°, прорезаются более глубокие канавки одного и второго рядов попеременным приемом пяткой или носком вперед.
19. Сияние с зубчиками.
20. Сияние обрезное (по контуру).
Контурная резьба включает в себя виды резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур линией-выемкой резко выражена.Чаще всего это бывают изобразительные мотивы: анималистические (фигуры животных) и растительные, но могут быть мотивы и геометрической формы (иногда нет резкой разницы между геометрической и контурной резьбой). Сюда же относится и контурная резьба в виде тонких, часто очень узорных линий, называемая гравировкой
Плосковыемчатая резьба вследствие своей четкости и жесткости контуров применяется для декорирования слабо освещенных мест. В некоторых случаях геометрическая резьба при многократном повторении одинаковых элементов имеет интересную игру граней, создает кружевной узор.
2. Плоскорельефная резьба. Название получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Является развитием контурной резьбы. Подвиды этой резьбы следующие. а) Резьба с заоваленными контурами (иногда ее называют резьбой с завальными контурами от слов «завалить», «закруглить»). Со стороны орнамента контурная линия (канавка) закругляется более круто, а со стороны фона — более полого. Это дает интересную игру светотени
б) Заоваленная резьба с подушечным фоном — то же самое, что и заоваленная резьба, но фон ее нигде не остается плоским, иногда он несколько ниже уровня плоскости орнамента.
в) Заоваленная резьба с подобранным фоном. Контуры орнамента такой резьбы заовалены, а фон выбран (углублен) до плоскости так, что орнамент кажется наложенным на плоскость.
Иногда фон для контраста чеканится
г) Рельефно-заоваленная резьба. Фон резьбы заовален, но орнамент не плоский, а обработан рельефно
3. Рельефная резьба. Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона. Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону. Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.
а) Барельеф — низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем на половину своего объема
б) Горельеф — высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема
|
|
4. Прорезная резьба — это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы изображения взаимно связаны и вместо фона окружены прорезами. В зависимости от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоскорельефную или рельефную, где удален фон.
Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно и тонко сделана, как кружево («ажурная» в переводе с французского означает «сквозная»)
5. Скульптурная резьба — это художественно обработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основной массе оторванная от фона 6. Комбинированная резьба— это резьба, включающая в себя детали или элементы основных видов резьбы, изложенных выше, а также иные формы, в том числе и перечисленные далее.Резчик работает в основном в технике комбинированной резьбы. К перечисленным видам резьбы добавим еще некоторые понятия и названия, встречающиеся в практике резьбы. | ||
Домовая резьба применяется для украшения деревянных построек. Крупные формы и обозрение такой резьбы с расстояния оправдывают применение в качестве инструмента для ее выполнения топора, пилы, долот, стамесок, сверл, а также накладок из реек, дощечек и т. д. По исполнению может быть прорезной, рельефной, объемной
Витье — чередование винтовых выступов и впадин, вырезаемых на поверхности вращения детали: цилиндрической, конической, сферической, купольной. Витье может выполняться в одну нитку, в две, три и более ниток
Кривье — кривые, изогнутые детали, обработанные со всех сторон: ножки мебели, опоры, бра, консоли и др.
Профильные работы — вырезанные по контуру поделки или только снаружи, или и снаружи, и внутри: стенки и кронштейны полочек, спинки прялок и т. д. (рис. 145).
Глухая резьба — рельефная домовая резьба, выполненная не в виде накладной прорезной резьбы, а на целиковом материале (см. рис. 144) (по типу: отверстие не сквозное, а глухое).
|
|
Теперь познакомимся с некоторыми терминами, которые встречаются и в практике резьбы по дереву, и в специальной литературе.
Акант — травянистое растение с фигурными листьями. В стилизованном виде акант применялся для декорирования в архитектуре и резьбе по дереву во все времена и в различных стилях
Спинка стула. Профильная и контурная резьба | Акантовый лист в резьбе по дереву. Разновидность акантового листа в натуре. Деталь рамы | |
Амур: 1) древнеримский бог любви (соответствует греческому Эроту), изображавшийся в виде крылатого мальчика с луком и стрелами; 2) ангел; 3) изображение обнаженного ребенка в искусстве
Архитектоника: 1) строительное искусство; 2) художественное выражение закономерностей строения или соединения деталей предмета (рис. 147, 148), например, соединение деревянных деталей шурупами и гвоздями будет нетектоническим, а на шипах или цапфах — тектоническим.
Атлант (аналогия: см. Кариатида):
1) в греческой мифологии титан Атлас, поддерживающий небесный свод;
2) мужская статуя в роли колонны в мебели или зданиях.
Балясина — элемент балюстрады (ограждения лестниц, террас, балконов) в виде резного столбика
Примеры резных и точеных балясин | |
Бусы: 1) кант, тонкая полоска из шаров и продолговатых элементов
2) набор одинаковых элементов в резной полосе геометрической резьбы
Венок — круглый или прямолинейный растительный орнамент, иногда обвитый лентой, включающий фрукты, иные элементы
Галтель (от нем. «выемка», «желобок»):
Геридон — столик на одной ножке
Герма — четырехугольная колонна, завершающаяся скульптурой головы, первоначально — головой Гермеса.
Грифон — фантастическое животное: крылатый лев с головой орла (иногда льва), ушами лошади и спинным плавником рыбы. В декоративном искусстве встречается в видоизменениях.
Гротеск — орнамент, в котором декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, маски, формы человека) представлены в причудливой форме
Гусек — профиль, состоящий из вогнутой и выгнутой дуги
Гротеск в плоскорельефной резьбе: справа — рисунок по римскому орнаменту, слева — домовая резьба | |
Дельфин — стилизованное изображение рыбы в орнаменте, фризе и т. д.
Дракон — фантастический образ крылатого, иногда многоголового огнедышащего змея.
Кабриоль — изогнутые мебельные ножки. Калевка: 1) фигурный профиль; 2) фигурный рубанок для получения калевки. Камея — небольшое овальное или круглое изображение с выпуклым рельефом, обычно из камня (с вогнутым рельефом — инталия, камеи и инталии называют геммами). | ||
Каннелюры — вертикальные желобки на колонне или пилястре, примыкающие друг к другу.
Капитель колонны — верхняя выступающая часть колонны.
Кариатида — колонна в форме женской статуи.
Карниз — горизонтальная выступающая полоса, часто фигурная или резная, защищающая сверху стену или окно от дождя, или полоса, делящая стену на пропорции. В мебели карниз делается на границе крышки и боковых стенок
Кима (набегающая волна) — украшение в виде каймы на карнизе.
Консоль — выступ в стене; кронштейн, служащий опорой, а также для размещения на нем украшений. Примыкающий к стенке столик
Крабб (готика) — деталь в виде стилизованных листьев или цветов, образующих зубчатообразный вертикальный или наклонный фриз
Морской конек — консоль для полки (махагони) | . Примеры резного ступенчатого фриза, называемого краббом | |
Маска: 1) в рисунке и живописи — лицо человека; 2) в архитектуре и резьбе — стилизованное или гротескное лицо или голова человека.
Маскарон — маска, декоративный рельеф в виде лица человека.
Меандр — геометрический орнамент, имеющий вид непрерывной кривой ломаной линии. Получил название от извилистой реки в Малой Азии (в настоящее время — река Б. Мендерес в Турции)
Медальон: 1) изображение в круглом или овальном обрамлении; 2) круглая или овальная ювелирная коробочка для хранения портрета, реликвии.
Патина: 1) пленка на поверхности изделия, образующаяся под действием атмосферы и времени или специальной обработкой; 2) налет на поверхности произведения искусства, говорящий о его благородной старине.
Пилястра — плоский вертикальный выступ стены.
Пластика: 1) то же, что скульптура; 2) лепка скульптуры из пластичного материала.
Пластические искусства — виды искусства, воспринимаемые зрением, называемые также пространственные искусства. Они делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика, фотография), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные или выразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). Резкой разницы между этими частями пластического искусства нет. Такая область, как орнамент или плакат, пользуется как изобразительными, так и неизобразительными мотивами. В живописи и рисунке также встречаются элементы неизобразительного творчества. Резьба по дереву, маркетри, интарсия, относящиеся к пластическому искусству, могут примыкать как к одной, так и к другой его ветви, в зависимости от характера изображения и включаемых мотивов.
Пластичность — выразительность объемной формы; гармония, изящество.
Профиль: 1) вид лица или предмета сбоку; 2) то же, что силуэт, например профиль окна, ниши; 3) поперечное сечение длинной детали типа рейки, балки, карниза и т. д.
Разживка — нанесение на резьбу, обычно плоскорельефную, дополнительных украшений в виде гравировки, канавок, сетки и др. Разживка всегда делается более мелко, чем линии контура