Американская школа исторической этнологии

Почти все американские культурные антропологи считают себя учениками Франца Боаса (1858— 1942), который был физиком и математиком по образованию, но занял почетное место и в культурологии, став признанным главой «Американской школы исторической этнологии» — таково официальное название исторического направления в американской культурной антропологии. Некоторые исследователи считают, что Ф. Боас сыграл роль моста между европейской и американской этнографией (культурной антропологией)3. Действительно, он учился в Гейдельбергском, Боннском, Кильском университетах, от Гумбольдта воспринял важнейший методологический принцип: сначала — факты, потом — теория.,

Целью культурно-антропологических исследований Боас считал создание целостного представления об истории. В свою очередь, это представление должно было базироваться на изучении каждого отдельного народа, его языка и культуры. Это конкретное изучение нельзя подменять упрощенными абстрактными схемами, как принято в традиционных школах этнологии. Уже в своей первой принципиальной статье «О задачах этнологии» (1907) Боас писал, что конечной целью этнологии является построение единой истории всех народов. При этом имелись в виду не одни только цивилизованные нации, но все человечество и все периоды его истории. Для этого, по мнению американского исследователя, необходимо изучить каждый отдельный народ, его особенности и своеобразие, его культуру и его язык. Только лишь на основе реконструкции всей истории человечества станет возможным выявить законы, управляющие деятельностью человека.

Боас признавал существование общих законов, которым подчиняется возникновение и развитие культуры. Однако он полагал, что при формулировке таких законов необходима особая осторожность, поскольку культурные явления, внешне сходные между собой, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. К тому же каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития. В противовес эволюционистам и диффузионистам Боас заявлял, что не всякое сходство явлений культуры свидетельствует об исторических связях или об их заимствовании одним народом у другого: «К одной и той же географической среде приспосабливаются различные типы культуры»1, — утверждал он.

Сходство культурных явлений не всегда поддается объяснению с помощью ссылок на одинаковость человеческой психики и сходство географической среды. По его мнению, в истории культур существуют различные варианты развития: так, в одних случаях может осуществляться переход к матрилинейной системе родства, в других случаях — к патрилинейной системе. Во всех случаях нужны тщательные исторические исследования, касающиеся процессов развития как культуры в целом, так и ее отдельных элементов. Убедительные примеры вариативности дает история развития языков: их родство иногда можно объяснить общим происхождением, а иногда — взаимным влиянием. Именно поэтому объективное исследование культуры возможно проводить, опираясь на систему ценностей того народа, который изучает культуролог.

Боас отстаивал исторический метод в качестве важнейшего метода исследования культуры. В его понимании, культура предстает в качестве совокупности моделей поведения, которые каждым человеком усваиваются в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Развитие культуры определяется спектром факторов. Среди них Боас выделяет, в частности:

• своеобразное внутреннее развитие социальной группы;

• посторонние влияния, которым она подвергается.

Последователи Ф. Боаса рассматривали каждую культуру как нечто уникальное и особенное, поэтому они проводили детальнейшее описание культур. В результате накопился огромный и разнородный культурологический и этнографический материал. Большой объем материала потребовал, в частности, специальных методов его обработки. Американскими культурологами был создан метод этнографического картографирования, он получил позднее широкое распространение в культурно-антропологических и этнологических исследованиях.

Научный авторитет Боаса в американской культурной антропологии был необычайно высок, у него было много учеников и последователей. Из них наиболее известны К. Уисслер, А. Кребер, А. Гольденвейзер, Л. Уайт. Из этой плеяды известных ученых, быть может, самым последовательным учеником Боаса был Альфред Кребер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: