Психоаналитическое изучение культур Г. Рохейма

Венгерский психоаналитик и антрополог Геза Рохейм (1891 — 1953) был практикующим врачом-психиатром, однако совмещал клинические исследования с изучением особенностей различных культур. Результаты собственных полевых исследований, проведенных среди аборигенов Центральной Австралии, на острове Норманби (Меланезия), в Африке и юго-западе США, он отразил в работах «Австралийский тотемизм» (1925), «Происхождение и функции культуры» (1943) и «Психоанализ и антропология» (1950). Ученый последовательно применял принципы психоанализа, разработанные 3. Фрейдом, к обобщению и объяснению конкретного этнографического и культурологического материала.

Стремясь объяснить специфику мифологии аборигенов, особенности их ритуалов, Г. Рохейм в качествеосновного объяснительного принципа использует фрейдистскую идею о великом доисторическом конфликте отца и сыновей, о процессе подавления влечения к матери («Эдипов комплекс»). Теоретическая концепция Г. Рохейма представляет собой пример тотального психоанализа культуры.

В его книге «Австралийский тотемизм» все предметы, обряды действия, получают сексуальный смысл. В частности, тотемические хранилища чуринг (предметы религиозного культа) племени араида выступают как символы человеческого эмбриона и в то же время являются символами мужского полового органа. Некоторые элементы обрядов «интичиума» (размножения тотемических животных), также связанных с использованием чуринги, — натирание ее жиром, трение ею камня, а также ритуальное вздрагивание при совершении обрядов Г. Рохейм трактует как проявление сексуальной символики.

В общетеоретической концепции культуры Г. Рохейма сама культура рассматривается как совокупность того, что в обществе превышает животный уровень. Вся культура основана на Эросе, который понимается как инстинкт размножения и полового влечения. Ключ к пониманию культуры Г. Рохейм видел в длительном периоде детства. Поскольку человеку после рождения предстоит длительный период обучения, то людьми формируются учреждения культуры. Главная идея Рохейма состоит в стремлении доказать, что созданные человеком «учреждения», т. е. формы общежития и явления культуры, обусловлены именно «продленным детством» или «перманентным инфантилизмом».

Г. Рохейм, как и некоторые другие фрейдисты, как бы удлиняет собственно биологическую историю формирования человеческой личности, придавая большое значение пренатальному (утробному) периоду развития. С его точки зрения, человеческий эмбрион во чреве матери уже является субъектом некоторых ощущений, память о которых в подсознательной сфере остается затем на всю жизнь.

Новорожденный, беспомощный ребенок, прежде всего, нуждается в защите и покровительстве против всяких опасностей, и в первую очередь в материнской защите. Отсюда у него формируется чисто биологическое «желание быть любимым — желание, с которым человеческие существа никогда не расстаются». Именно эта потребность, по мнению Г. Рохейма, накладывает существенный отпечаток на культуру. Впоследствии этот тезис исследователя получил выражение в понятии «привязанность». Это понятие стало одним из ключевых в современном психобиологическом анализе

культур.

Г. Рохейм при построении теории культуры последовательно опирался на разработанный 3. Фрейдом принцип сублимации. Г. Рохейм рассматривает сублимацию в качестве главной силы, порождающей все виды культурной деятельности. В числе этих видов он рассматривает науку, литературу, искусство, технические изобретения. Сублимации (вытеснению) подвергаются те же бессознательные влечения, которыми вызываются неврозы. Но в отличие от неврозов, изолирующих личность, сублимация оказывается фактором, соединяющим людей, поскольку она творит новые культурные ценности. Аналогично позиции 3. Фрейда, культура, по Г. Рохейму, представляется как «система психической защиты» от напряженности и деструктивных сил. Поскольку, как он утверждает, материалом, использованным в формировании цивилизации, является либидо, то сама цивилизация выступает как «продукт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: