Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики в психологической науке в СССР ( Выготский, Леонтьев, Рубинштейн)

Выготский – советский психолог, создатель концепции культурно-исторического развития – теория развития психики человека в общественно-историческом контексте. Базой для теории стала идея о двух линиях развития поведения ребенка. Новаторство Выготского заключалось в том, что он рассматривает соотношение идеальной – продукт исторического развития всего человечества в целом - и реальной – включает в себя натуральные свойства – формы. Важным в учении Выготского становиться возможность приобщения ребенка к идеальным формам. Это осуществляется через посредника – знак. Этот знак используется под руководством и с помощью взрослого. Культура проникает в свойства личности при помощи механизма интериолизации (?).

Выготский выдвинул тезис о социальной ситуации развития. Каждый новый этап развития определяется сложившимися в конце предыдущего этапа новообразования-ми. Движущей силой психического развития является обучение. Обучение и развитие не тождественные процессы. Для объяснения взаимосвязи обучения и развития Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития». Эта зона определяется с помощью задач, некоторые из которых на определённом этапе своего развития ребенок может решать самостоятельно, а некоторые – при помощи взрослых. Разработанные Выготским теоретические положения ложатся в основу отечественной психологии.

Рубинштейн С.Л. – один из значимых теоретиков психологии, основоположник субъектно-деятельностного подхода, основатель психологической школы. Рассматривал философию марксизма для понимания человеческой личности. Еще в своих ранних работах Рубинштейн касается вопросов единства сознания и деятельности, определяет марксизм как путь познания психической реальности.

К 30-40 м гг он сформулировал принципы методологии психологического познания личности: по-новому определяется предмет психологии; дается диалектико-материалистическая трактовка принципов детерминизма; дается обоснования понимания человека как биосоциального существа; выявить специфику психического как процесса деятельности. Предметом научной деятельности рассматривал психическое развитие человека. Сформулировал принцип единства обучения и развития. В основе закона психического развития определял усвоение ребенком социальной культуры под руководством взрослого. При обучающих и воспитательных воздействиях ребенок является не только объектом этих воздействий, но и субъектом деятельности. Эффективность внешнего воздействия будет зависеть от истории развития данного индивида, которая включает в себя три составляющие – процесс эволюции, историю человечества и историю развития данного индивида. Работа «Основы психологии» стала методологическим фундаментом советской психологии и позволила выделиться ей в отдельное учение.

Леонтьев А. Н. – представитель школы Л.С. Выготского, занимавшийся вопросами психологии развития, основатель теории деятельностного подхода в психологии. Основным принципом развития человека является овладение им человеческими особенностями, усвоение которых происходит только в процессе усвоения необходимой деятельности. Осуществляя, определенную деятельность сначала под присмотром взрослого, а затем самостоятельно, ребенок переходит на новую стадию развития. В онтогенезе каждый этап развития имеет определенный вид деятельности, который меняется от стадии к стадии. По Леонтьеву такой вид деятельности называется «ведущим». Ведущая деятельность обусловлена той формой активности, которая актуальна на данном этапе и является критерием для периодизации психического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: