Результаты исследования, их анализ и интерпретация

Проведённые исследования показали, что 21% подростков предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Столько же процентов подростков готовы к сотрудничеству, то есть, они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Около 38% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 13% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 7% подростков предпочитают стратегию приспособления - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Таким образом, проведенное исследование показало, что выбор стратегии поведения в конфликте у юношей и девушек 15-17 лет практически не отличается(см. таблицу 1).

Наиболее всего представлены три противоположные стратегии - соперничество, сотрудничество и компромисс.

Это свидетельствует о том, что подростки, выбирающие стратегию соперничество (конкуренция) стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Использование ее свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. При возникновении конфликтной ситуации в группе подростков, выбирающих данную стратегию, происходит принудительное навязывание одной из сторон своего решения или мнения. При использовании такой тактики, как соперничество, подростками двигают существующие определенные предпосылки - использование силовых методов или некоторых поведенческих форм, таких как принуждение или применение жесткого, приказного стиля общения, рассчитанного на беспрекословное подчинение одной стороны конфликта другой стороне.

Подростки, предпочитающие стратегию сотрудничества, при участии в конфликтной ситуации, приходят к альтернативе, которая полностью удовлетворяет интересы обеих сторон. Выбрать эту тактику поведения в конфликтной ситуации могут подростки лишь тогда, когда проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения. Но возможно, что конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях. Так же нужно учитывать и то, что каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы, из-за которой и возникла конфликтная ситуация. Но бывает и так, что подростки, вовлечённые в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. При выборе тактики сотрудничество каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях.

Следует отметить, представителям, выбравших ведущей стратегию компромисса, присуще стремление к взаимным уступкам, взаимовыгодным сделкам, созданием условий для хотя бы частичного удовлетворения интересов противоборствующих сторон. Таким образом, выбирая тактику компромисса, учащиеся основываются на взаимном исправлении своих позиций по обсуждаемым проблемам, поиску взаимоприемлемых ситуаций по спорным вопросам. Именно в реализации этого метода большую роль играет такой универсальный механизм регулирования конфликта, как переговоры. Переговорный процесс, проведение дискуссий в наибольшей степени позволяют выявить точки соприкосновения интересов противников, так называемые "зоны согласия". Компромиссные решения являются оптимальными для улаживания конфликтной ситуации. Поэтому подростки, выбравшие данную тактику, в дальнейшем сохранят отношения, так как они предпочли получить хоть что-то, чем все потерять. Стратегия компромисса не портит отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. Но и компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Скорее это может являться этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

Как известно, подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению конфликтности и агрессивности. Перечислить все причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте не представляется возможным. Но в целом конфликт вызывается, следующими группами причин, обусловленными:

  • психологическими особенностями подростковых взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями лидера, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, конфликтностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Следовательно, можно сделать вывод, что у подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначное.

Таблица 1. Представленность подростков с различными типами поведения в конфликтной ситуации по методике К. Томаса.

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Количество учащихся, выбравших определённую стратегию поведения          
Процентное соотношение 21% 21% 38% 13% 7%

После использования в качестве основной методики исследования,вне зависимости от принадлежности к полу методики К. Томаса, которая показала нам, какие типы поведения в конфликтной ситуациивыбирают подростки 15-17-летнего возраста, мы видим, что выделилось три ведущие стратегии поведения в конфликтной ситуации - компромисс (38%), сотрудничество (21%) и соперничество( 21%).

Такое сходство свидетельствует, о том, что в экспериментальной выборке подростков в равной степени реализуются все три исследуемые стратегии. Применение конкретной из них скорее всего обусловлено индивидуально-психологическими характеристикой и социальными условиями протекания конфликтной ситуации, нежели возрастными аспектами и принадлежности к полу.

Как известно, между подростками появляется «моральный кодекс», предписывающий своеобразный стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Этот кодекс не всегда совпадает, а может и противоречить нормам, навязываемым родителями и педагогами. Особенно важно для подростка иметь так называемую референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Бывает и так, что подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех принимают в группу, часть подростков оказывается изолированной. Как было отмечено выше, главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Это обусловливает то, что противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В экспериментальной выборке подростков преобладают две стратегии - соперничество и сотрудничество, причем соперничество является главной с некоторым преимуществом. Это говорит о том, что эти стратегии в конфликтной ситуации, как бы уравновешивают друг друга, позволяя, с одной стороны, занимать лидирующую позицию одних подростков над другими, а с другой, - поддерживать своих одноклассников и друзей, находя взаимопонимание и оказывая поддержку. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание, приспособление, соперничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Поэтому, когда респонденты успешно реализуют три исследуемые стратегии - это говорит о том, что в разных конфликтных ситуациях они могут вести себя гибко, выбирая стиль поведения (соперничество, компромисс или сотрудничество) под ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: