Современное состояние проблемы определения конфликтного поведения подростков

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке вопросы изучения конфликтных ситуаций и способов их преодоления приобретают новое социально психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое звучание. Современные акценты в исследованиях способов преодоления конфликтных ситуаций определяются и приобретают многоуровневое содержание в логике изучения их онтогенетических механизмов.

Сложившиеся традиционные подходы в отечественной и зарубежной общей психологии, психологии развития, социальной психологии, определив концептуальные позиции в стратегии и тактике вопросов изучения конфликтных ситуаций и способов их преодоления, предполагают выход на анализ их содержания и механизмов с точки зрения современных реалий.

Противоречия социальной среды (экономические, нравственно-этические, ментальные и т. п.) особенно остро проявляются в кризисные периоды развития. Содержание противоречий формирует конфликтные ситуации и определяет механизмы их возникновения и протекания, а если учесть, что в любой возрастной критический период острота противоречий обостряется, то возникает определенная необходимость в поиске эффективных способов и приемов их преодоления.

Современное состояние проблемы определения конфликтного поведения подростков выражается в следующем:

1. Наиболее выраженные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутренних переживаний подростка в конфликте. Содержание выделенных ситуаций отражает основные жизненные сферы подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными в период подросткового возраста становятся реальные жизненные ситуации, не несущие объективного конфликтного содержания.

2. Для подростков характерен различный уровень осознавания, рефлексии конфликтной ситуации по возрастному (чем старше, тем выше) и тендерному признакам - девочки более склонны к вербализации конфликтных переживаний, поиску причин и путей выхода.

3. В период подросткового кризиса наиболее выражены следующие конфликтные ситуации: унижение со стороны сверстников, переход из начальной в среднюю школу, отстаивание собственного мнения с родителями, вмешательство родителей в личную жизнь, разные ситуации общения со взрослыми, ситуации, связанные с отношением к себе. Будучи детерминированы взаимодействием процессов обособления и идентификации, указанные ситуации несут в себе рассмотренные выше проявления подросткового кризиса.

3. В основе структуры используемых подростками копинг-стратегий лежат такие механизмы, как: психологическая защита, эмоциональное отреагирование, физическое восстановление, рефлексия, агрессивное отреагирование.

4.Особенностями фрустрационных реакций подростков является защитный и необходимо-упорствующий характер, а также экстрапунитивная направленность. Для школьников характерна склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований.

5. Для стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте характерна следующая типология поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведения; ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.

6. Типология поведения в конфликтных ситуаций соотносима со способами преодоления противоречий в конфликтных ситуациях и значимо связана с формами фрустрационных реакций: защитное поведение значимо связано с экстрапунитивными эгозащитными реакциями, конструктивное - с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: