Анализ основных направлений работы среди молодежи в Алтайском крае

В порядке контроля за выполнением правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов, принятых для осуществления молодежной региональной политики, на сессии рассмотрен вопрос "О ходе выполнения краевой целевой программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004-2010 годы".

На реализацию программы в 2004 году из краевого бюджета было выделено 3,5 млн. рублей, в 2005 году - 10 млн. рублей. В 2004 году по причине несвоевременного предоставления документов не удалось получить субсидий из федерального бюджета на погашение части бюджетного займа. В 2005 году субсидии из федерального бюджета на сумму 3454,5 тыс. рублей были получены. В итоге в 2004 году было приобретено жилье 44 молодым семьям, в 2005 году - 104.

Основная проблема заключается в том, что в ходе реализации программы отдельные районы в связи с недостатком средств в муниципальных бюджетах перекладывают свои финансовые обязательства на участников программы, что приводит к отказу молодых семей от участия в ней. Такие случаи имели место в Бийском, Благовещенском, Зональном, Кулундинском, Мамонтовском, Поспелихинском, Романовском, Целинном районах.

В результате рассмотрения данного вопроса был подготовлен и принят закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004 - 2010 годы". Необходимость изменений обусловлена возможностью привлечения средств ипотечного кредитования, наличием юридического основания для направления субсидий из федерального бюджета на погашение бюджетного займа и принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего отмену очередности на получение жилья.

При содействии и активном участии депутатов комитета в селе Топчиха проведены районные депутатские слушания на тему "Молодежная политика в Топчихинском районе". Мероприятие позволило всесторонне рассмотреть проблемы молодежи района, определить приоритетные меры муниципальной власти по их решению. Конкретным результатом слушаний явилось решение администрации Топчихинского района ввести во всех сельсоветах должности специалистов по работе с молодежью.

В соответствии с Положением о молодежном Парламенте Алтайского края при краевом Совете народных депутатов проводились заседания президиума молодежного Парламента (куратор - Экарт А.А). Принято решение практиковать выездные заседания президиума для более активной координации работы с представительными молодежными органами в муниципальных образованиях.

Проведены апрельская и ноябрьская сессии молодежного Парламента. Представители молодежи рассмотрели более 20 наиболее актуальных вопросов государственной молодежной политики в Алтайском крае.

По инициативе молодежного Парламента было организовано обсуждение молодежью в районах и городах края проекта Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. По результатам обсуждения подготовлены предложения, которые направлены в Правительство Российской Федерации. Оказано организационное содействие проведению в крае Всероссийского конкурса молодежи "Моя законотворческая инициатива", объявленного Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Молодыми парламентариями решено обобщать и пропагандировать передовой опыт муниципальных образований. В частности, рассмотрена работа комитета по делам молодежи, физкультуре и спорту администрации города Алейска и городской Молодежной думы по реализации молодежной политики.

Впервые публично обсуждались и были избраны представители молодежи края в Молодежную парламентскую ассамблею при Совете Федерации и Общественную молодежную палату при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Качественный состав молодежного Парламента, масштабы представительства в нем районов и городов края, уровень подготовки, серьезность рассматриваемых вопросов и принятых решений позволяют реализовывать в полной мере поставленные краевым законодателем перед молодыми парламентариями цели и задачи. Есть все основания считать, что работа по развитию молодежного парламентского движения в крае вышла на качественно новый уровень.

Депутаты комитета совместно с Администрацией Алтайского края и общественными организациями приняли участие в организации и проведении большого количества массовых мероприятий в области молодежной политики, в частности краевого конкурса "Вожатый года-2008", краевого Слета студенческих строительных отрядов, краевой Спартакиады военно-патриотических клубов, мероприятиях краевого круглогодичного педагогического отряда Алтая "Ювента" и ряда других.

Предметом особой заботы и помощи со стороны комитета является Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций (руководитель - Величко Т.В.).

По инициативе комитета из краевого бюджета в 2008 году выделены средства в сумме 200 тыс. рублей на подготовку координаторов детского движения. Координаторы детского движения и старшие вожатые, которые ведут за собой 182тысячи мальчишек и девчонок, объединенных в 1406 первичных организаций, действуют в 72 районах и городах края.

По предложению Алтайского краевого Союза детских и подростковых организаций комитет принял решение о подготовке и проведении мероприятий, посвященных 15-летию детского движения в Российской Федерации и Алтайском крае. Из резервного фонда краевого бюджета на эти цели выделено 30 тыс. рублей.

Депутаты комитета приняли "Обращение к государственным, профсоюзным, хозяйственным органам, предпринимателям по оказанию помощи в расширении и укреплении материальной базы детских организаций". В обращении депутаты призвали привлекать к руководству детскими организациями в крае молодых педагогов и студентов, способных развивать детскую инициативу, самодеятельность, вовлекать в работу каждого школьника.

По инициативе члена комитета депутата Семенихина Е.В. совместно с рядом общественных объединений с целью развития и поддержки общественных инициатив, направленных на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, проведен краевой конкурс детского рисунка "Спасем Катунь". На конкурс было представлено 315 работ школьников из городов и районов края. Лучшие работы выставлены на интернет-сайтах общественных экологических организаций.

Успех реализации государственной молодежной политики, эффективная социализация молодого поколения зависят от профессиональной грамотности, компетентности тех, кто работает с молодежью. Качественная реализация государственной молодежной политики невозможна без высококвалифицированных кадров. В этой связи, думается, особую актуальность приобретает проблема подготовки квалифицированного управленческого персонала для работы с молодежью.

Вопросы кадрового обеспечения - кого и как готовить, по каким стандартизированным программам, что такое профиль личности и какие экспертные оценки можно сегодня использовать - наиболее актуальные проблемы.

Подготовка профессиональных кадров является важнейшим условием успешной реализации государственной молодежной политики. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики предполагает:

утверждение государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ подготовки и переподготовки кадров молодежных работников;

внесение в перечень специальностей среднего и высшего образования новых специальностей в сфере молодежной политики;

разработку нормативных документов, определяющих статус, систему социальных гарантий и поощрений для работников бюджетных учреждений органов по делам молодежи и работников молодежных и детских общественных объединений;

формирование на основе долгосрочного планирования государственного заказа учебным заведениям, научно-исследовательским учреждениям, временным творческим коллективам на разработку и осуществление программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области молодежной политики;

создание межведомственного учебно-методического центра для обучения специалистов, работающих в областях, сопряженных с молодежной политикой;

развитие системы профессиональной переподготовки работников сферы молодежной политики, организация практик и стажировок, разработка учебно-методического обеспечения на основе конкурсов программ и методик;

обеспечение специалистов по работе с молодежью в различных сферах специализированной научно-методической и информационной литературой.

К кадровому составу сферы государственной молодежной политики относятся служащие органов по делам молодежи и спорту, руководители и специалисты областных подведомственных учреждений, руководители и специалисты подростковых клубов, молодежных центров, социальных служб.

Существовавшая десятилетия система подготовки кадров была утрачена многими социальными сферами, в том числе - и молодежной. К особым проблемам реализации государственной молодежной политики в Российской федерации следует отнести фактическое отсутствие системы подготовки кадров для государственной молодежной политики.

В настоящее время можно говорить лишь о создании ее первичных элементов, при этом в сфере подготовки кадров государственной молодежной политики наиболее развита система переподготовки и повышения квалификации. Процесс носит характер опытных экспериментов и отработки различных моделей.

В рамках реализации подпрограммы "Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью" основная работа ведётся на базе Центра образования молодежи "Демократия и развитие" Института молодежи, который является главным звеном системы повышения квалификации кадров по данному направлению деятельности.

В разделе НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы) проекта программы "Молодежь Алтая на 2006-2010 годы" запланировано привлечение ведущих научных сил страны для проведения анализа, проектирования и внедрения эффективных моделей работы с молодежью в России. В результате мы получим универсальный инструмент оценки качества государственной политики в отношении молодежи.

Инвестиционная составляющая Программы включает создание целостной сети объектов, обеспечивающих реализацию Программных действий на федеральном уровне. Среди них сеть инновационных молодежных центров, сеть молодежных лагерей в семи федеральных округах и Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными возможностями.

Создание подобной федеральной инфраструктуры позволит разрешить одну из актуальных проблем работы с молодежью - организацию подготовки нового поколения профессионалов сферы молодежной политики.

В Алтайском крае созданы и стабильно работают органы по делам молодёжи. В настоящее время в них работают более 100 человек. Средний возраст работающих 27-30 лет, 85% имеют высшее образование.

Постановлением главы администрации Алтайского края от 20 сентября 2005 г. № 591 "О программе "Молодёжь Алтая на 2001-2003 годы и организационном механизме её реализации" утверждена структура управления государственной молодежной политикой в сфере занятости в районе, городе, сформировано штатное расписание структур по делам молодежи.

Для координации работы молодёжных и детских общественных организаций в районах и городах области введены ставки координаторов молодёжного и детского движения.

Исходя из особенностей государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, укрепилась межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, трудоустройству, организации досуга, профилактике социально-негативных явлений.

Как на областном уровне, так и на местном органы по делам молодежи решают их во взаимодействии, прежде всего с органами здравоохранения, образования, культуры, труда и занятости, социальной защиты, внутренних дел и другими.

Поскольку специфика работы с молодежью связана с существенным изменением идеологических, политических, экономических, ценностных ориентаций общества, с одной стороны, и социально-психологическими особенностями молодежного возраста - с другой, это зачастую делает невозможным применение прежних форм и методов кадровой работы.

Самым главным стимулом, на который ориентируются федеральные и областные власти в своём стремлении создать надёжную и квалифицированную смену, является предстоящее вступление в силу принятого на федеральном уровне закона о местном самоуправлении. В области осуществляется современная система подготовки кадров для реализации молодежной политики, которая ведется сразу по нескольким направлениям. Президентская программа подготовки управленческих кадров действует на базе Белгородского института государственного и муниципального управления, являющегося своеобразным экспериментальным центром Министерства образования РФ.

В мае 2004 года в крае утверждена программа кадрового обеспечения системы государственной молодёжной политики и формирования кадрового молодёжного кадрового резерва государственной и муниципальной службы "Молодёжный региональный кадровый резерв" на 2004-2005 годы, в рамках которой осуществляется отбор, подготовка и стажировка кандидатов на государственную и муниципальную службу. Кроме того, уже работающие специалисты могут пройти курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров сферы молодежной политики проводится на инструктивно-методических областных семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, на которых осуществляется обмен опытом работы, приобретение навыков, новых методик работы, инноваций для работы с молодежью, привитие молодежи навыков работы ведущих молодежных программ и мероприятий для молодежи. Существует практика совместной организации повышения квалификации организаторов детского и молодежного движения, работников клубов по месту жительства, оздоровительно-образовательных учреждений.

Выступая на годичном собрании Российской академии наук в мае 2008 года, премьер - министр России В.В. Путин особо отметил необходимость государственной поддержки молодых талантливых ученых, определил задачи по разработке соответствующей национальной программы, финансированию научных школ, развитию системы молодежных научных конкурсов.

Правительством РФ подготовлен проект Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки на период до 2010 - 2015 гг. в качестве основы для разработки указанной программы.

Трудные для научной сферы реформы последнего десятилетия, экономический кризис 1998 года, недостаточная последовательность государственной научно-технической политики крайне осложнили условия труда и социальное положение ученых. В течение 90-х годов резко (более чем в два раза) сократилась их численность, из-за "утечки умов" ухудшились качественные характеристики научных кадров, значительная часть исследователей, прежде всего молодых, оказалась в бедственном материальном положении и интенсивно (в среднем по 40-50 тысяч в год) покидала науку.

В результате средний возраст российского ученого составляет сегодня 49 лет, кандидата наук 52 года, доктора наук 61 год.

Массовый отток из НИИ, КБ, научных подразделений вузов молодых и средневозрастных квалифицированных специалистов, сопровождаемый резким старением и выбытием по возрасту из сферы науки и высоких технологий опытных научных кадров делает реальной угрозу утраты преемственности между поколениями российских ученых, значительно снижает эффективность их труда, ведет к появлению элементов распада кадрового потенциала науки.

Следствием этого может явиться утрата интеллектуальной и технологической независимости страны, падение ее обороноспособности и статуса мировой державы.

В связи с этим в области кадрового потенциала науки и высоких технологий перед российским государством и обществом в течение ближайших 10-15 лет возникает неотложная необходимость решения двух основных задач:

а) совершенствования возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов, а также путем высвобождения и подготовки соответствующих рабочих мест;

б) улучшения общих условий труда, профессионально-квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской науки и техники, экономики и социальной сферы.

Успешное решение этих задач требует комплексного подхода - сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы.

Решение неотложной проблемы укрепления научных кадров и активизации привлечения молодых специалистов в науку должно проводиться на основе государственного подхода и на базе следующих принципов:

первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;

дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;

селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;

гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;

оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;

комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. [17]

В целях развития творческих способностей, выявления и поддержки талантливой молодежи Алтайского края, пропаганды ее достижений, а также формирования на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для научно - исследовательской, административной деятельности и работы в сфере реализации государственной молодежной политики принято Постановление главы администрации Алтайского края от 2 марта 2007 г. № 139 "О проведении областного конкурса научных молодежных работ "Молодежь Алтайского края " и присуждении премии "Молодость Алтайского края" в области технических и сельскохозяйственных, гуманитарных, правовых и экономических наук".

Цели конкурса:

стимулирование научных исследований, осуществляемых молодыми людьми, направленных на решение актуальных научно - технических, производственных, социально - экономических проблем Белгородской области, разработка на их основе профилактических рекомендаций по реализации государственной молодежной политики;

выявление талантливой молодежи с целью ее поощрения и поддержки в области наиболее перспективных в теоретическом и практическом отношении научных разработок;

формирование на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для исследовательской, административной деятельности и работы в области реализации государственной молодежной политики.

С ростом ценности образования и необходимости ориентации молодых людей на собственные силы в профессиональной подготовке, особую актуальность приобрели различные способы поддержки творческих способностей талантливой молодежи. Молодые таланты области реализуют себя, принимая участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, научных конференциях, соревнованиях областного и всероссийского масштаба.

Сейчас уже можно утверждать, что в области существует и растет потенциал в лице молодых талантов, как в творческих, так и в научных сферах деятельности. Формы работы с одаренной молодежью стали более разнообразными и к уже апробированным формам добавилось участие в них неформальных групп молодежи (байк-группы, джокер-группы, бардовские гостиные и т.п.). Традиционные формы работы стали более массовыми (студенческие балы, дискомарафоны, локальные тематические праздники, фестивали неформальной молодёжной культуры, арт-проекты: "Нежегольская тропа", "Осколданс", "Оскольская Лира", "Славянские встречи", "Музыкальный автограф", выплата стипендий одарённой молодёжи). Расширили свою работу общественные творческие организации - "Молодежная филармония", "Артклуб", клуб "Молодой художник", областная лига КВН.

Назрела острая необходимость в создании банка творческих молодежных инициатив, на основе которых проводился бы анализ, и вырабатывалась стратегическая линия в использовании и направлении молодёжных инициатив в социально необходимом направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: