Железная дорога в годы Великой Отечественной войны

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

В 18 часов 24 июня 1941 года был введен особый военный график движения поездов. Он предусматривал быстрое продвижение в первую очередь воинских эшелонов.

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпало перебазирование производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.

За годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов - с солдатами, а также с грузами - снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.

2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. В эвакуацию были вывезены 18 миллионов человек, для этого потребовалось более полутора миллионов вагонов.

Только с июня по декабрь 1941 года на объекты прифронтовых железных дорог вражеская авиация совершила около 6 тысяч воздушных налетов. В годы войны было уничтожено 16 тысяч паровозов.

Готовя нападение на СССР, руководство вермахта в числе других благоприятных факторов для молниеносной победы рассчитывало на слабость транспортной системы нашей страны, особенно железнодорожной сети. Враг просчитался.

Несмотря на то, что фашистская авиация совершала в 1941 году ежесуточно до 30 налётов, воины-железнодорожники быстро восстанавливали разрушенные участки и возобновляли движение поездов.

Транспорту за годы войны был нанесён колоссальный ущёрб: разрушены 65000 км железнодорожных линий, 15945 искусственных сооружений, 4100 станций, 2436 вокзалов, 129 заводов по ремонту подвижного состава, 317 паровозных депо, повреждены или угнаны около 16 тыс. паровозов. Вагонный парк почти не пополнялся новыми вагонами, поскольку оставшиеся в тылу вагоностроительные заводы были переключены на выпуск военной продукции. Но железнодорожники вели поезда, доставляли грузы и людей.

Восстановлено и вновь построено свыше 120 тысяч километров железных дорог, 15 тысяч искусственных сооружений, 8 тысяч станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения, проложено почти 71 тысяч км линий связи, обезврежено и уничтожено более двух миллионов мин и фугасов, около 60 тысяч неразорвавшихся авиабомб.

Для быстрейшего продвижения эшелонов осенью 1941 г. на железной дороге была введена "живая блокировка", то есть через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда.

Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия.

При этом железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе

железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в единый комплекс.

До начала великого перелома в 1943 г., после которого стал ясен исход войны, железнодорожники вынуждены были принимать участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки.

Свою преданность Родине железнодорожники продемонстрировали массовым участием в воскреснике, проведённом 3 августа 1941 года во Всесоюзный день железнодорожника. В этот день были отремонтированы сотни километров путей, сотни паровозов и тысячи вагонов, собрано 7800 тонн металлолома. Заработанные 20 млн. руб. по решению участников воскресника были переданы в фонд обороны страны.

За заслуги в обеспечении перевозок грузов для фронта и народного хозяйства 28420 железнодорожников награждены орденами и медалями, 53486 – удостоены медалей за оборону Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, Одессы, Кавказа и Заполярья, ещё более миллиона – награждены медалью «За трудовую доблесть».

Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский отметил: «Проявив мужество, упорство, неиссякаемую инициативу и изобретательность, железнодорожники под опытным руководством транспортных служб в центре и на местах с честью выдержали свой военный экзамен».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: