Вопрос 1. Общая характеристика восприятия

Восприятие (перцепция) – это психический процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Структура приема информации включает следующие этапы. Раздражитель воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы, которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения, на основе которых складывается целостный образ восприятия предмета, который сопоставляется с эталонами памяти, в результате чего происходит опознание предмета. Затем посредством мыслительной деятельности происходит осмысление, понимание информации. Внимание при этом должно быть направлено на прием и понимание информации.

Вопрос 2. Функции восприятия

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Восприятие есть результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных, наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных признаков. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов: величина предмета, вес, форма, другое, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие делает возможным создание интегральной картины мира в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Результатом восприятия является образ предмета.

Вопрос 3. Свойства восприятия

Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

Константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет размеры, форму, цвет предметов независимо от условий их восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Также у процесса восприятия есть свойства, определяющие его продуктивность: объем восприятия – количество объектов, которое человек может воспринять в течение одной фиксации или единицы времени; быстрота, или скорость, восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; точность – соответствие возникшего образа воспринимаемому предмету; полнота – степень такого соответствия; надежность – вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Вопрос 4. Индивидуальные особенности восприятия

1. Люди отличаются по характеру приема информации. Есть целостный (синтетический) тип восприятия, для которого характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не детали. Детализирующий (аналитический) тип восприятия ориентирован на детали. Наиболее продуктивно сочетание двух этих способов.

2. Люди отличаются по характеру отражения получаемой информации. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации, человек отражает то, что видит, слышит, читает, часто не вникая в смысл. Объяснительный тип старается найти общий смысл информации. Лучше всего – сочетание типов.

3. Люди отличаются по характеру особенностей самой личности. Объективный тип восприятия ориентирован на точность восприятия. У субъективного типа восприятие подчинено субъективному отношению к информации, пристрастной оценке. Это часто встречающийся житейский тип восприятия.

Вопрос 5. Виды восприятия

1) Классификация по ведущему анализатору в восприятии

В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию. В каждом из этих видов восприятия участвуют двигательные ощущения.

2) Классификация по форме существования отражаемой в восприятии материи

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют сложные формы восприятия - восприятие времени, движения и пространства.

Восприятие времени. Это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие движений. Это восприятие пространственно-временного перемещения. Воспринимаются различные стороны движения: форма, направление, скорость, размах. Процесс восприятия движения начинается всегда с общего восприятия совершаемого действия, затем происходит дифференцирование сложного действия на отдельные элементы.

Восприятие пространства. Здесь различают восприятие величины, формы, объемности, глубины или удаленности предметов. Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечно-двигательных и осязательных ощущений.

3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности

Восприятие бывает непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Первый вид может быть вызван яркостью, необычностью окружающих предметов или соответствием этих предметов интересам личности. Здесь нет заранее поставленной цели, нет волевой активности. Второй вид регулируется целью, поставленной задачей, волевой активностью.

4) Сознательное и подсознательное восприятие

Сознательное восприятие: сигнал достаточно сильный и он доходит до сознания. Подсознательное восприятие: сигнал слабый и сообщение не доходит до сознания. Такие сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь, эта информация способна влиять на поведение человека.

5) Классификация восприятий по видам деятельности

Выделяют художественное восприятие, техническое, музыкальное и другие виды.

6) Восприятие внешненаправленное и внутренненаправленное

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).

7) Классификация по продолжительности перцептивного процесса

По продолжительности перцептивного процесса восприятие может быть симультанное – одномоментное и сукцессивное – развернутое во времени.

Вопрос 6. Нарушение восприятия. Иллюзии восприятия

Нарушение восприятия возникает при резком физическом или эмоциональном переутомлении, происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям: дневной свет ослепляет, звуки оглушают, запахи вызывают раздражение, прикосновения кажутся более грубыми. Видения могут быть с постоянным содержанием (стабильные галлюцинации) и с меняющимся содержанием (сценоподобные галлюцинации). Могут быть одиночные галлюцинации (один образ) и множественные.

Выделяют псевдогаллюцинации – образы проецируются во внутреннее пространство: голоса звучат внутри головы и т.д., они могут быть тактильные, вкусовые, зрительные, звуковые, кинестетические.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии восприятия. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, - главная особенность иллюзий. Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Обычно иллюзии разделяют на аффективные, вербальные (словесные), парейдолические. Аффективные (аффект – сильное кратковременное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом, подавленностью. В таком состоянии прохожий покажется бандитом. Вербальные иллюзии – ложное восприятие содержания реально происходящих разговоров окружающих, человеку кажутся скрытые угрозы, издевательства. Парейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Узоры на обоях, трещины на потолке, светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, чудовища и прочее.

Иллюзии могут вызываться следующими причинами. Физические причины: восприятие ложки в стакане чая, кажущейся изломанной. Физиологические причины: если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Психологические причины: искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Материалы к практическим занятиям.

Ответьте на вопросы:

А) После того, как мрачный мост в Лондоне выкрасили в зеленый цвет, число самоубийств на нем сократилось более чем на одну треть. Почему?

Б) Почему таблички «Выхода нет» следует поменять на таблички «Выход рядом»?

В) В какую полоску (вертикальную, горизонтальную) следует носить платье высокой женщине? А не очень высокой? Почему?

Г) Прокомментируйте с точки зрения психологии восприятия:

Н. Заболоцкий:

Мы знаем, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы заполняете его.

Д) Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

Е) Почему болевых рецепторов на пальцах почти в 10 раз больше, чем на ладонях?

Ж) Что лучше для восприятия – кататься на саночках или саночки возить?

З) Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

И) Воспринимают ли ухо или глаз сами по себе?

К) Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

Л) Почему на детских утренниках часто можно услышать: «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «восприятие».

2. Что является физиологической основой восприятия?

3. Каковы функции восприятия?

4. Объясните, в чем заключаются отличия восприятия от ощущения.

5. Приведите примеры, характеризующие свойства восприятия.

6. Охарактеризуйте особенности своего восприятия.

Тема 5. Внимание

Вопрос 1. Общая характеристика внимания

Согласно мнению известного педагога К.Д. Ушинского, первая глава психологии должна быть посвящена вниманию (тому сосредоточению сознания, при котором оно начинает действовать), ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Внимание – необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека.

Мир воздействует на человека непрестанно многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. Одновременно мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас. В двух указанных свойствах и проявляется сущность внимания. Объектами внимания могут стать предметы, явления, действия, мысли и чувства других людей и наши собственные. В настоящее время общепринято следующее определение: внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, они считают внимание только стороной других психических процессов.

Вопрос 2. Основные функции внимания

Основными функциями внимания являются:

1) отбор значимых воздействий и игнорирование других;

2) удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Вопрос 3. Основные свойства внимания

1. Концентрированность – показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте.

2. Интенсивность (напряженность) характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3. Устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Общая устойчивость внимания определяется сочетанием всех этих факторов.

4. Объем – показатель количества стимулов, находящихся в фокусе внимания. Зависит от генетических факторов, от возможностей кратковременной памяти, от характеристик воспринимаемых объектов (их однородности, взаимосвязи), от профессиональных навыков самого субъекта.

5. Распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно. Впечатление, что разные виды действий выполняются параллельно, создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении область его распределения значительно сужается.

6. Переключение внимания – достаточно быстрый переход к другому виду деятельности. Оно может быть произвольным, с волевым усилием, и непроизвольным – отвлечение на сильные неожиданные раздражители (громкий звук, яркий свет, сильный запах).

7. Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Так, прислушиваясь к очень слабому тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Колебания внимания осуществляются с разными периодами: от 2 – 3 до 12 с.

8. Помехоустойчивость – способность противостоять отвлекающим воздействиям. Это обусловлено различиями нервной системы, специальной тренировкой для повышения помехоустойчивости.

Вопрос 4. Виды внимания

Еще Аристотель разделил внимание на произвольное (активное, с волевым усилием) и непроизвольное (пассивное без волевого усилия). Дормышев Ю.Б. и Романов В.Я. считают, что в рамках произвольного внимания можно выделить волевое - возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания; выжидательное - связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта; спонтанное - является трансформированным волевым вниманием, возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там потому, что затем появился интерес.

В рамках непроизвольного внимания выделяется: вынужденное – им очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкий звук и другое), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы; невольное – внимание к объектам, связанным с удовлетворением основных потребностей (голод); привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека.

По характеру направленности: внешненаправленное (перцептивное – на окружающие объекты и явления) и внутреннее – на собственные мысли и переживания.

По происхождению: природное – генетически обусловленное (врожденная способность человека избирательно реагировать на стимулы) и социально обусловленное (складывается в течение жизни субъекта в результате обучения и воспитания, оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения).

В.И. Страхов выделяет внимание индивидуальное и коллективное.

Вопрос 5. Внимательность. Невнимательность. Рассеянность

В процессе жизнедеятельности внимание постепенно превращается в устойчивое свойство личности – внимательность. Может быть внимательность личности в конкретном виде деятельности и внимательность как общее свойство личности, которое распространяется на все виды деятельности.

Может быть невнимательность как свойство личности, в этом случае важно знать причины невнимательности. В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. 1) Рассеянность – возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности называют «порхающим вниманием». Это результат неприученности субъектов к сосредоточенной работе. 2) Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. 3) Третий тип – результат переутомления субъекта, характеризуется слабой концентрацией внимания и низкой его переключаемостью.

Остановимся подробнее на проблеме рассеянности - неспособности человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени (Е.И. Рогов). Рассеянность может быть мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Иногда ее называют «профессорской» рассеянностью, т.к. внимание ученого может быть сконцентрировано на решении проблемы.

Подлинная рассеянность: человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Возможные причины подлинно рассеянного внимания: общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток, также физическое и умственное переутомление и утомление, тяжелые переживания, перегрузка мозга большим количеством впечатлений (телевизор много часов в день), неправильное воспитание в семье (отсутствие режима занятий и отдыха, выполнение всех прихотей ребенка, освобождение от трудовых обязанностей), скучное преподавание (оно не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует волевых усилий).

Вопрос 6. Этапы развития внимания

1 Первые месяцы жизни: появление ориентировочного рефлекса как врожденного признака непроизвольного внимания детей.

2. Конец первого года жизни: возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни: зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.

4. Второй – третий годы жизни: хорошее развитие произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.

5. Четыре – пять лет: произвольное внимание под воздействием сложной инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет: возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

7. Школьный возраст: развитие и совершенствование произвольного внимания.

8. Юность и зрелость – вершина развития внимания.

9. В период геронтогенеза происходит нарушение механизмов внимания: снижение устойчивости, длительной сосредоточенности, объема.

Материалы к практическим занятиям.

1. Определите, какие свойства внимания проявляются.

1. Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. В школе его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

2. Художник – реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка – фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение, но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.

3. Деятельность актера сложна. Актер не только направляет внимание на роль, на выполнение сценических задач, но и на партнера, и на суфлера.

4. Проводится игра: в течение одной минуты ребенок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов красного цвета. Затем ведущий узнает, кто насчитал больше предметов, какие это предметы. Остальные участники игры дополняют ответ. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.

5. а) Иван Иванович очень внимательный: когда он читает книгу, ничего не может его отвлечь, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает.

б) Павел Петрович внимательный: с каким бы увлечением он ни рассказывал, все же ни одна деталь не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг.

в) Борис Васильевич внимательный: однажды мы шли в полной темноте по дороге, вдруг вспыхнул и сразу погас свет от фонарика. Мы успели заметить только фигуру мужчины, а Борис Васильевич разглядел все детали его одежды.

2. Объясните с точки зрения психологии внимания.

1. В Европе было построено здание для высшего учебного заведения. Казалось, что оно должно было быть идеальным для учебного процесса: в нем не было углов, чтобы форма не отвлекала внимание, все было выкрашено в однотонный серый цвет. Что произошло дальше?

2. Процесс заучивания протекает лучше не в гробовой тишине, а когда в комнату доносится едва слышимый шум. Почему?

3. Один адвокат при произнесении речи сматывал длинную нитку. Его противник перед процессом стащил эту нитку. Первый адвокат был лишен способности логической аргументации и перескакивал с одного предмета на другой. Почему?

3. Определите вид внимания.

1. Студент готовится к трудному экзамену по нелюбимому предмету. Вдруг он находит в учебнике заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.

2. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего по соседним путям скорого поезда.

3. Девочка-подросток читает перед сном мелодраму, забыв о времени, жадно «проглатывает» страницу за страницей.

4. Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных заболеваний.

5. Психоаналитик по поведению, репликам и непроизвольной жестикуляции клиента догадывается об истинных причинах визита.

6. Сотрудница, которую все знают как «серую мышку», вдруг приходит на работу в роскошной собольей шубе.

7. В толпе мелькнуло знакомое лицо, и человек начинает вглядываться, стараясь его отыскать.

8. Лингвист, читая плохой перевод романа, замечает стилевые и культурные несоответствия.

9. Аспирант, просматривая в библиотеке каталог, мгновенно видит книги с ключевыми для его исследования словами.

10. Абитуриенты, сдающие письменный экзамен, поднимают головы, если распахивается дверь аудитории.

4. Упражнение. Определение переключаемости внимания (при помощи бело-черной таблицы) – таблица 2.

Методика выполняется в парах. Один из участников замеряет время выполнения, второй выполняет задание, после выполнения участники меняются.

Инструкция: а) отметить в порядке возрастания числа в белых квадратах (зафиксировать время);

б) отметить в порядке убывания числа в темных квадратах (зафиксировать время);

в) отметить в порядке возрастания числа в темных квадратах, а в порядке убывания числа в белых квадратах, поочередно (зафиксировать время);

г) сложить вместе результаты, полученные на первом и втором этапах, и сумму вычесть из результата, полученного на третьем этапе.

Интерпретация результатов: полученное значение в границах до 1 минуты – переключаемость внимания соответствует уровню выше среднего; от 1 минуты до 2 – среднее значение, норма; более 2 минут – ниже среднего уровня.

Таблица 2 – Концентрация внимания

             
             
             
             
             
             
             

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «внимание».

2. Раскройте функции внимания.

3. Дайте характеристику свойств внимания.

4. Перечислите виды внимания.

5. Какие общие закономерности внимания необходимо учитывать в обучении?

6. Перечислите условия, необходимые для появления, сохранения и развития внимания.

Тема 6. Память

Вопрос 1. Общее понятие о памяти

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, она является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Вопрос 2. Виды памяти

Генетическая (наследственная) сохраняет информацию, которая определяет построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация хранится в молекулах ДНК.

Прижизненная память – хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Виды: запечатлевание (импринтинг) – промежуточная между генетической и прижизненной, наблюдается только в ранний период, сразу после рождения, заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды; двигательная (моторная) – память на позу, положение тела; образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая); эмоциональная (аффективная) – воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии такой же ситуации (сильно испугала собака); символическая подразделяется на словесную (память на слова, фразы) и логическую (с помощью логических приемов). Иногда говорят о вербальной памяти (словесно-логической или семантической).

По времени сохранения информации: мгновенная (иконическая – память-образ) – полное остаточное впечатление от непосредственного восприятия стимулов, от 0,1 до 0,5 с; кратковременная – в течение короткого промежутка времени, около 20 с (машинистка печатает текст); оперативная - рассчитана на хранение информации от нескольких секунд до нескольких дней, пока решается задача; долговременная - хранит информацию в течение неограниченного срока.

По степени волевого процесса: непроизвольная и произвольная. По способу запоминания: механическая – не опирающаяся на понимание и смысловая – основана на ассоциациях. Также может быть феноменальная память.

По материалу, сохраняемому памятью: когнитивная (процесс сохранения знаний), эмоциональная (сохранение переживаний и чувств), личностная (обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах жизни).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: