Вопрос 5. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого материала, тем лучше он сохраняется в памяти. Закон интереса: интересное (и значимое для человека) запоминается легко, потому что мы не тратим на это усилий. Закон установки: А) установка на запоминание по времени: запоминание происходит лучше, когда человек ставит задачу запомнить «всерьез и надолго». Если у студента установка запомнить материал лишь к сессии, то после экзаменов информация легко забывается; Б) установка на восприятие материала по содержанию: в тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого материала, тем прочнее само запоминание. Его можно усилить рационально и эмоционально. Рациональное усиление: направить информацию по нескольким каналам (написать, нарисовать, проговорить, спеть, др.). Эмоциональное усиление: постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх) мешают запоминанию.

Закон контекста: информацию надо соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит событие, очень важен; ассоциации помогут вспомнить необходимое. Закон объема знаний: чем больше знаний по теме, тем лучше запоминается новое. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: надо, чтобы одновременно предъявляемый человеку ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7 плюс/минус 2 (закон Миллера).

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что выученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться». Закон края: лучше запоминается начало и конец ряда информации, хуже – середина ряда. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Если нужно что-либо запомнить, необходимо как минимум четыре повторения: сразу после запоминания, через 20-30 минут, через день, через 2-3 недели. Повторение должно быть активным, в виде воспроизведения, а не пассивного чтения, прослушивания, просмотра.

Мнемотехнические приемы используются при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации. Их суть – запоминаемый материал определенным образом структурируется (год французской революции – 1789 – легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9). Рассмотрим некоторые приемы. Метод ассоциаций: запоминание даты можно ассоциировать с хорошо известным событием: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после…. Метод связок: объединение опорных слов текста в единый рассказ. Метод мест: основан на зрительных ассоциациях, нужно ясно представить запоминаемый предмет и объединить его с образом какого-либо места (дорога к месту работы, ваша квартира). Затем по известному вам «маршруту» вы размещаете запоминаемые предметы и фиксируете в памяти их образы.

Вопрос 6. Этапы развития памяти

В целом процесс развития памяти можно представить как переход от непроизвольной к произвольной памяти, от непосредственной (механической) к опосредствованной (логической). Развитие памяти обеспечивают новые образования, которые отсутствуют при рождении, а появляются благодаря обучению и созреванию, - мнемические действия. Их появление составляет сущность развития памяти. Для этого следует учить ребенка различным способам запоминания; создавать ситуации, когда ему необходимо будет использовать мнемические приемы (увеличить объем материала, изменить его содержание и т.д.).

Материалы к практическим занятиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: