ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВСЕОБУЧА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
-A A +A
Дата создания: 08.12.2009
Дата обновления: 26.12.2011
Данный выпуск Вестника Республиканского научно-образовательного Центра «Әділет» предлагает материалы результатов исследования организации правового всеобуча в городах Астана и Алматы, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Пилотажное исследование проведено по заказу Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан в рамках реализации Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы».
Авторы надеются, что ознакомление с результатами исследования и применение их на практике позволит повысить эффективность деятельности государственных органов и учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и праворазъяснительной работой среди молодежи и населения.
|
|
Материалы сборника так же могут быть использованы при проведении занятий в школах правового всеобуча.
Исследование проведено группой социологов РНОЦ «Әділет» в составе кандидатов социологических наук Салыкжанова Р.С. и Джаманкулова К.Э., магистра социологии Мусабаевой А.Б., социологов Пангалиевой Ж.К., Омышевой А., Отрар Э. и Жубаева А.
Авторы готовы рассмотреть все замечания и предложения заинтересованных лиц.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5 | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРАВОВОМУ ВСЕОБУЧУ | |
2.1.Анализ результатов массового анкетирования респондентов по теме «Проблемы правовой культуры и правового образования молодежи».................................. | ………...9 |
2.2. Итоги экспертных интервью проведенных в рамках исследования проблем правового всеобуча и правовой культуры общества …………………………………….. | ……….33 |
2.3. Мониторинг эффективности организации правового всеобуча в школах правовых знаний акиматов и общеобразовательных школах Казахстана ………… | ……….40 |
2.4. Выводы и рекомендации по повышению эффективности организации правового всеобуча среди молодежи….. | ………54 |
3. ОБЗОР ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ | |
3.1. Опыт некоторых стран мира в предупреждении правонарушений…………………………………………… | ………60 |
3.2 Меры социально-психологического характера в практике зарубежных стран по предупреждению преступлений.. | ……….69 |
3.3 Организационно-управленческие меры предупреждения преступности за рубежом…………………………………….. | ……….71 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Актуальность проблемы. Разъяснение особенностей применение права и правовых норм среди населения, в том числе среди молодежи является необходимостью в условиях реформирования всех сторон общественной жизни.
Среди социальных групп, особенно среди молодежи, требуется вести постоянную работу по профилактике правонарушений. Молодежь является активной, мобильной частью общества, выступает источником инноваций, неординарных и творческих решений. Также новое поколение выступает продолжателем реформ, гарантией завтрашней социально-экономической стабильности Республики Казахстан. Качественные характеристики этой группы неоднозначны. Когда речь идет о качественных характеристиках, мы можем представить континуум, где с одной стороны шкалы расположены высокое чувство ответственности за свое поведение в обществе, любовь к Родине, своему народу, стремление к профессионализму, активной личностной позиции в повседневной деятельности, развитость толерантности. На другой стороне нашей условной шкалы, следовательно, располагаются вялость, отсутствие жизненных позиций, безразличие к социальному окружению и общественным событиям и т.д.
В исследовании поведении молодежи особая роль отводится ее правовой культуре. Недостаточные знания прав и обязанностей имеет множество последствий, как для самого субъекта, так и для общества. Не обладающий правовой культурой индивид легко становиться объектом манипулирования, обмана, также такой человек более склонен (осознанно или неосознанно) к совершению противоправных действий, накалять криминальную обстановку в обществе.
Специфика нынешней молодежь – это молодежь переходного периода, времени неопределенностей, смены общественных норм и ценностей, приоритетов. Взрослая молодежь в возрасте 25-29 лет, которая на 2008 год составляла 1,3 млн. человек по стране, имеет небольшой, но сознательный опыт советских лет жизни. Также мы имеем молодежь, которая родилась и выросла в независимом Казахстане, в период становления рыночной экономики, в период урбанизации. Силу урбанизации титульной нации можно видеть на примере столицы – г. Астаны. Если в 1989 г. численность казахов
здесь было 49,8 тыс. человек, то в 1999 г. – 133,6 тыс. чел., сегодня же более 600 тыс. человек.
Когда речь идет о правовой культуре молодежи, то, как известно, ответственность за ее формирование лежит не только на самом индивиде и его семье, но и на государстве. Формирование определенной культуры – процесс непрерывный, долгий и экстенсивный. Институт образования препроводит правовую социализацию через такие агенты как детский сад и средняя школа, затем начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Однако насколько достаточны те усилия, которые предпринимаются сегодня? Какой уровень правосознания наблюдается у молодежи Казахстана?
Вызывают интерес статистические данные по Казахстану, рисунок 1:
Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике
Если считать молодежью лиц до 30 лет, то большая часть преступлений совершается именно этой группой (45,7%). В особенности подростки от 18 лет и старшая молодежь подвержена преступным действиям. Хотя о значительных различиях говорить трудно, все же прослеживается сохранение этой тенденции по годам, и даже некоторое повышение в 2005-2006 годы. Эта же тенденция относится юношам до 17 лет, наблюдается некоторый рост в абсолютном выражении.
Если посмотреть коэффициентами (на тысяча человек) и сравнить, например, с Россией, то с одной стороны в Казахстане есть незначительный рост преступности подростков, тогда как в России она падает.
По этим и другим причинам борьба и профилактика молодежной преступности не теряет для республики своей актуальности и требует исследования. В своем Послании народу Казахстана Президент Республики Н.А. Назарбаев четко отметил следующие задачи:
|
|
· Во-первых, усилить координацию действий правоохранительных и других государственных органов по совершенствованию организационных и законодательных мер в сфере обеспечения правопорядка.
· Во-вторых, нужно сфокусировать наше внимание на растущей проблеме подростковой преступности и предусмотреть меры для ее снижения.
· В-третьих, нужно предоставить нашим правоохранительным органам дополнительные ресурсы и инструменты для борьбы с такими вызовами, как наркопреступность и транснациональная преступность.
· В-четвертых, необходимо обеспечить создание и функционирование в стране общегосударственной системы профилактики правонарушений, шире привлекать к этой работе общественность и население[1].
Глава государства Н.А. Назарбаев также отметил, что «в молодежной среде нам необходимо возобновить популяризацию и активную пропаганду рабочих специальностей, особенно в промышленности. Последовательно укрепляя основы открытого, демократического общества, мы не должны забывать, что демократия и правопорядок – вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Поэтому нужна эффективная система защиты прав и свобод граждан» (там же).
Что мы понимаем под правовой культурой? Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
|
|
Позитивное развитие правосознания на наш взгляд положительно влияет на оформление правовой культуры. Как показывает статистика уровень правосознания населения остается не высокой, требует вмешательства инструментов государства и общественного сектора. Настоящее исследование призвано представить срез правовой культуры учащейся молодежи и представителей государственных учреждений.
Цель социологического исследования заключается в необходимости измерить общий уровень правовой культуры учащейся молодежи и эффективности правового образования в образовательных учреждениях, выявить состояние правого всеобуча в организациях, а также дать практические рекомендации по аспектам углубления правосознания среди молодежи и других групп населения.
Представленные результаты основаны на данных исследовательской программы, которая разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы», где в качестве одной из задач было определено активизация научных исследований по актуальным проблемам проведения праворазъяснительных работ и правового всеобуча.
В соответствии с задачами исследовательской программы авторами разработана методика комплексного социологического исследования, которое в свою очередь включает проведение массового опроса учащейся молодежи (1200 респондентов), опрос экспертов (12 человек) и проведения мониторинга эффективности правового всеобуча в школах правовых знаний, общеобразовательных школах Республики Казахстан (9 регионов).
В результате накоплен эмпирический материал о состоянии праворазъяснительной работы среди населения и профилактики правонарушений среди молодежи, определены выводы по итогам исследовательской программы и предложены рекомендаций по улучшению работ в этом направлении.