Введение

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВСЕОБУЧА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

-A A +A

Дата создания: 08.12.2009
Дата обновления: 26.12.2011

Данный выпуск Вестника Республиканского научно-образовательного Центра «Әділет» предлагает материалы результатов исследования организации правового всеобуча в городах Астана и Алматы, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Пилотажное исследование проведено по заказу Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан в рамках реализации Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы».

Авторы надеются, что ознакомление с результатами исследования и применение их на практике позволит повысить эффективность деятельности государственных органов и учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и праворазъяснительной работой среди молодежи и населения.

Материалы сборника так же могут быть использованы при проведении занятий в школах правового всеобуча.

Исследование проведено группой социологов РНОЦ «Әділет» в составе кандидатов социологических наук Салыкжанова Р.С. и Джаманкулова К.Э., магистра социологии Мусабаевой А.Б., социологов Пангалиевой Ж.К., Омышевой А., Отрар Э. и Жубаева А.

Авторы готовы рассмотреть все замечания и предложения заинтересованных лиц.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРАВОВОМУ ВСЕОБУЧУ
2.1.Анализ результатов массового анкетирования респондентов по теме «Проблемы правовой культуры и правового образования молодежи».................................. ………...9
2.2. Итоги экспертных интервью проведенных в рамках исследования проблем правового всеобуча и правовой культуры общества …………………………………….. ……….33
2.3. Мониторинг эффективности организации правового всеобуча в школах правовых знаний акиматов и общеобразовательных школах Казахстана ………… ……….40
2.4. Выводы и рекомендации по повышению эффективности организации правового всеобуча среди молодежи….. ………54
3. ОБЗОР ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
3.1. Опыт некоторых стран мира в предупреждении правонарушений…………………………………………… ………60
3.2 Меры социально-психологического характера в практике зарубежных стран по предупреждению преступлений.. ……….69
3.3 Организационно-управленческие меры предупреждения преступности за рубежом…………………………………….. ……….71

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Разъяснение особенностей применение права и правовых норм среди населения, в том числе среди молодежи является необходимостью в условиях реформирования всех сторон общественной жизни.

Среди социальных групп, особенно среди молодежи, требуется вести постоянную работу по профилактике правонарушений. Молодежь является активной, мобильной частью общества, выступает источником инноваций, неординарных и творческих решений. Также новое поколение выступает продолжателем реформ, гарантией завтрашней социально-экономической стабильности Республики Казахстан. Качественные характеристики этой группы неоднозначны. Когда речь идет о качественных характеристиках, мы можем представить континуум, где с одной стороны шкалы расположены высокое чувство ответственности за свое поведение в обществе, любовь к Родине, своему народу, стремление к профессионализму, активной личностной позиции в повседневной деятельности, развитость толерантности. На другой стороне нашей условной шкалы, следовательно, располагаются вялость, отсутствие жизненных позиций, безразличие к социальному окружению и общественным событиям и т.д.

В исследовании поведении молодежи особая роль отводится ее правовой культуре. Недостаточные знания прав и обязанностей имеет множество последствий, как для самого субъекта, так и для общества. Не обладающий правовой культурой индивид легко становиться объектом манипулирования, обмана, также такой человек более склонен (осознанно или неосознанно) к совершению противоправных действий, накалять криминальную обстановку в обществе.

Специфика нынешней молодежь – это молодежь переходного периода, времени неопределенностей, смены общественных норм и ценностей, приоритетов. Взрослая молодежь в возрасте 25-29 лет, которая на 2008 год составляла 1,3 млн. человек по стране, имеет небольшой, но сознательный опыт советских лет жизни. Также мы имеем молодежь, которая родилась и выросла в независимом Казахстане, в период становления рыночной экономики, в период урбанизации. Силу урбанизации титульной нации можно видеть на примере столицы – г. Астаны. Если в 1989 г. численность казахов

здесь было 49,8 тыс. человек, то в 1999 г. – 133,6 тыс. чел., сегодня же более 600 тыс. человек.

Когда речь идет о правовой культуре молодежи, то, как известно, ответственность за ее формирование лежит не только на самом индивиде и его семье, но и на государстве. Формирование определенной культуры – процесс непрерывный, долгий и экстенсивный. Институт образования препроводит правовую социализацию через такие агенты как детский сад и средняя школа, затем начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Однако насколько достаточны те усилия, которые предпринимаются сегодня? Какой уровень правосознания наблюдается у молодежи Казахстана?

Вызывают интерес статистические данные по Казахстану, рисунок 1:

Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике

Если считать молодежью лиц до 30 лет, то большая часть преступлений совершается именно этой группой (45,7%). В особенности подростки от 18 лет и старшая молодежь подвержена преступным действиям. Хотя о значительных различиях говорить трудно, все же прослеживается сохранение этой тенденции по годам, и даже некоторое повышение в 2005-2006 годы. Эта же тенденция относится юношам до 17 лет, наблюдается некоторый рост в абсолютном выражении.

Если посмотреть коэффициентами (на тысяча человек) и сравнить, например, с Россией, то с одной стороны в Казахстане есть незначительный рост преступности подростков, тогда как в России она падает.

По этим и другим причинам борьба и профилактика молодежной преступности не теряет для республики своей актуальности и требует исследования. В своем Послании народу Казахстана Президент Республики Н.А. Назарбаев четко отметил следующие задачи:

· Во-первых, усилить координацию действий правоохранительных и других государственных органов по совершенствованию организационных и законодательных мер в сфере обеспечения правопорядка.

· Во-вторых, нужно сфокусировать наше внимание на растущей проблеме подростковой преступности и предусмотреть меры для ее снижения.

· В-третьих, нужно предоставить нашим правоохранительным органам дополнительные ресурсы и инструменты для борьбы с такими вызовами, как наркопреступность и транснациональная преступность.

· В-четвертых, необходимо обеспечить создание и функционирование в стране общегосударственной системы профилактики правонарушений, шире привлекать к этой работе общественность и население[1].

Глава государства Н.А. Назарбаев также отметил, что «в молодежной среде нам необходимо возобновить популяризацию и активную пропаганду рабочих специальностей, особенно в промышленности. Последовательно укрепляя основы открытого, демократического общества, мы не должны забывать, что демократия и правопорядок – вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Поэтому нужна эффективная система защиты прав и свобод граждан» (там же).

Что мы понимаем под правовой культурой? Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Позитивное развитие правосознания на наш взгляд положительно влияет на оформление правовой культуры. Как показывает статистика уровень правосознания населения остается не высокой, требует вмешательства инструментов государства и общественного сектора. Настоящее исследование призвано представить срез правовой культуры учащейся молодежи и представителей государственных учреждений.

Цель социологического исследования заключается в необходимости измерить общий уровень правовой культуры учащейся молодежи и эффективности правового образования в образовательных учреждениях, выявить состояние правого всеобуча в организациях, а также дать практические рекомендации по аспектам углубления правосознания среди молодежи и других групп населения.

Представленные результаты основаны на данных исследовательской программы, которая разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы», где в качестве одной из задач было определено активизация научных исследований по актуальным проблемам проведения праворазъяснительных работ и правового всеобуча.

В соответствии с задачами исследовательской программы авторами разработана методика комплексного социологического исследования, которое в свою очередь включает проведение массового опроса учащейся молодежи (1200 респондентов), опрос экспертов (12 человек) и проведения мониторинга эффективности правового всеобуча в школах правовых знаний, общеобразовательных школах Республики Казахстан (9 регионов).

В результате накоплен эмпирический материал о состоянии праворазъяснительной работы среди населения и профилактики правонарушений среди молодежи, определены выводы по итогам исследовательской программы и предложены рекомендаций по улучшению работ в этом направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: