Особенности федеративного устройства России
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:
1. Государственная целостность РФ.
2. Единство системы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
4. Равноправие и самоопределение народов.
5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).
Особенности федеративного устройства РФ.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
|
|
Особенности статуса субъектов федерации
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.
Республика | · охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5); · статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); · вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68). |
Край, область, город федерального значения | · статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66). |
Автономная область | · статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); · может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66). |
Автономный округ | · статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); · может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66); · отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)[2]. |
|
|