Особенности статуса субъектов федерации

Особенности федеративного устройства России

Федеративное устройствоформа государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ.

2. Единство системы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4. Равноправие и самоопределение народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Особенности статуса субъектов федерации

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.

Республика · охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5); · статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); · вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения · статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область · статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); · может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ · статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); · может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66); · отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)[2].





Подборка статей по вашей теме: