Государственная целостность и единство системы государственной власти как принципы федеративного устройства РФ

Принцип госуд. целостности- РФ является целостным и нераздельным государством. Действующая К. и законодательство предусматривают целую систему гарантий, обеспечивающих госуд. целостность РФ. К их числу относятся:

а) уст-ие неприкосновенных границ РФ

б) уст-ие единого экономич. пространства, котор. запрещает уст-е таможенных и иных ограничений внутри РФ.

Госуд. целостность обеспеч-ся верхов-ом К РФ и ФЗ на территории РФ. В качестве гарантии гос. целостности можно назвать установление единой денежной единицы и единой системы налогов и сборов на всей территории РФ. Важнейшая гарантия- отсутствие в К. РФ правасубъектов на выход из состава РФ.

Принцип единства системы государственной власти.

В соответствии с постановлением КС РФ 18.01.96г. По делу о проверке конституционности ряда положений устава основного закона Алтайского края един-во системы госуд-й власти проявляется в определенной структурной схожести органов госуд. власти федерации и органов госуд. власти субъектов федерации. Оно требует чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнит. и законодат. власти ориентировались на общие принципы и формы деятельности.


44. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ и формы его реализации.

Принцип равноправия народа.

Данный принцип основан на многонациональной природе Российского государства и относится к числу общепризн.-х принципов международного права. Принцип равноправия народов предполагает, что независимо от численности и других характеристик каждый из народов имеет право на самоопределение, использование земли и других природных ресурсов как основы жизнедеятельности, права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Причем, признание равноправия народов не исключ. особого внимания со стороны российского государства к определ-м их группам, которые в силу различных причин являются наименее защищенными. Так, по ст. 69 К. РФ Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и межд. договорами РФ.

4) Принцип самоопределения народа -общепризнанн. принцип международн. права, сводится к праву народа, нации самостоятельно выбирать формы организации своей жизни. К формам самоопределения может относиться: терр. Формы(образ. суверенного независимого государства), самоопределение внутри государства, присоединение к суверенному независимому государству и др. (а также в других не территориальных формах, например образование национальн. культ. автономии).

Национ. культ. автономия- общественное объединение граждан РФ, относящих себя к опред. этническим общностям в целях самост. решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования национальной культуры.


45. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года.

Суверенитет — независимость и верховенство гос-ва во внутренних и внешних вопросах.

Верховенство государственной власти означает такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двоевластие).

Однако, есть ограничения:

- воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах;

- право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.

Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам.

Признаки РФ как суверенного федеративного государства:


46. Принцип разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.

Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия

были разграничены Федеративным договором от 31.03.92, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР(РФ) 1978г.

После принятия Конституции РФ 1993г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основного закона.

В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:

1) Конституции РФ

2) Федеративного договора

3) Договоров между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения- выделение трех сфер ведения::

1) исключительного ведения РФ

2) совместного ведения РФ и субъектов РФ

3) ведения субъектов РФ

2. К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов: ст.71 КРФ

1) государственного строительства

2) регулирования экономики и социального развития

3) внешней политики и внешнеэкономической деятельности

4) обороны и охраны границы

5) создания правоохранительных органов и правовой системы

6) метеорологии и статистики

7) государственных наград и почетных званий

3.Сфера совместного ведения федерации и субъектов РФ: ст.72 КРФ

1) обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам

2) обеспечение законности и правопорядка

3) установление общих принципов организации местного самоуправления

4) природопользование

5) здравоохранение

6) местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ

7) подбор кадров судебных и правоохранительных органов

8) адвокатура

9) нотариат

10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

Все иные вопросы, которые не входят в сферу ведения Российской Федерации и в сферу совместного ведения, отнесены к ведению субъектов РФ.

4. Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные Конституцией РФ и Федеративным договором.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»*.

Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Договор может быть заключен:

1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;

2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора;

Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.


47. Порядок принятия в состав РФ нового субъекта Федерации.

ФКЗ от 17.12.01.г. " О принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ".

Принятие в РФ нового субъекта осуществляется по взаимному соглас. РФ и иностранного государства, на добровольной основе в соответствии с международн., межгосуд. договором о принятии в состав РФ нового субъекта. В случае принятия в состав РФ нового субъекта, этому субъекту предоставляется статус республики в составе РФ, если иное не прдусматр. межд. договором. Инициатором принятия в состав РФ нового субъекта является иностр. госуд-во, которое входит в состав РФ полностью или частично. Предложение о принятии в состав РФ нового субъекта направляется Президенту РФ,котор. уведомляет об этом Совет Федерации, Гос. Думу, Прав-во РФ и проводит соответств. комиссии. После того, как подписан международный договор о принятии в РФ нового субъекта Президент РФ направляет его для дачи заключения о соответствии Конституции РФ в Конст. С. РФ. В случае если Конст. С.РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим К. РФ, Президент РФ вносит данный междунар. договор в Г.Думу для ратификации. Одновременно с междунар. договором в ГД Президентом вносится проект ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.

М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.

ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами Федерального Собрания РФ.

ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ (одобрение не менее чем ¾ от общего числа членов Совета Федерации и принятие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы).


48. Порядок образования в составе РФ нового субъекта Федерации.

ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001:

Образование в составе РФ нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части.

Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, м/н (м/г) договорами РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта.

Образование в составе РФ нового субъекта осуществляются на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Условия образования в составе РФ нового субъекта

Может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.

Порядок образования в составе РФ нового субъекта:

1. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ;

2. Предложение направляется Президенту РФ — должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с его образованием;

3. Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации;

4. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ;

5. Если данный вопрос был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах РФ, независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год;

6. Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ;

7. Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по данному вопросу. Проект данного закона вносится Президентом РФ;

8. Проект ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) РФ в случае объединения;

9. ФКЗ принимается палатами Федерального Собрания РФ (Совер Федерации – ¾ и Гос. Дума – 2/3);

10. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.


49. Государственные символы и правовой статус столицы Российской Федерации.

Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Статус символов государственного суверенитета РФ регулируется ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.), ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями от 22 марта 2001 г.) и ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.).

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Помимо государственных символов, суверенитет РФ выражается через наличие столицы РФ.

Столица РФ – г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва – государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва – город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города.

Таким образом, Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект и как центр всей России, ее государственная столица. Особенность статуса столицы состоит в том, что она выступает как бы лицом всей РФ в международных отношениях.


50. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФограниченно правоспособноетерриториальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.


51. Особенности статуса автономных округов и автономной области в Российской Федерации.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной областиЕврейская автономная область. В РСФСР было 5 автономных областей.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов, манси…). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

Самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации)

Одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей (Тюменской области, Красноярского края…), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. Всего автономных округов (уже с 1.01.06) 9, их перечень указан в КРФ.

8 из 9 авт.округов (за исключ. Чукотского) входят в состав РФ не непосредственно, а ч/з терр.края или области. Правовыми последствиями такого вхождения являются:

1. включение в территорию авт.округа в состав территории края или области

2. включение населения авт.округа в состав населения края или области.

(Постан-ие КС РФ от 14.07.97 по делу о толковании содержащихся в ч.4 ст.66 КРФ положения о вхождении авт.округа в состав края, области)


52. Избирательное право России: понятие, предмет, источники.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соотв. с КРФ, ФЗ, Конституциями, уставами, законами субъектов федерации, уставами мун.образований в целях формирования органов гос.власти, органов МСУ или наделение полномочиями должностных лиц (ч.3 ст.3 КРФ). Подготовка и проведение выборов в РФ регулируется значительным числом норм, которые в своей совокупности представляют ИП РФ. Получение мандата народом на осуществление власти. Неотъемлемый, основной элемент демократии.

ИП РФ – подотрасль КП РФ, представляет собой систему кнст.-прав. норм, регулирующих подготовку, организация и проведение выборов в органы гос.власти и органы МСУ РФ, определение рез-в.

Предмет регулирования – подготовка и проведение выборов в РФ, отношения, связанные с защитой избирательных прав.

Термин ИП используется для обозначения не только определенной системы конст-прав.норм (объективного ИП), но и для обозначения принадлежащего гражданам РФ права избирать и быть избранным в органы гос.власти и органы МСУ (субъективное ИП).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: