Билет 14. Российский военный мундир 19-20 веков

Богослужебное облачение патриарха.

Если для 18 в. характерно усложнение мундира, исключая только десятилетие преобразований Г. Потемкина, то в 19 в. начинаются упрощение, удешевление и унификация мундира. Связано это с тем, что если в 18 в. войны вели сравнительно небольшие профессиональные армии (наемные, или как в России, набранные из рекрутов), то в 19 в. войны ведутся в более крупных масштабах массовыми армиями. В 1801 г., на российский престол вступил император Александр I. В 1806 году он отменил парики у нижних чинов, в 1809 году – у офицеров. Вместе с ними отошла в прошлое необходимость пудрить волосы. Были отменены офицерские трости, эспонтоны у младших офицеров, давно ставшие анахронизмом. В 1801 г. в артиллерии, а с 1802 г. и в пехоте был введен новый мундир фрачного покроя (с фалдами сзади), соответствовавший общеевропейской моде, темно-зеленого цвета, который стал отличительным цветом русской армии. Он был двубортным с узко поставленными параллельными рядами медных пуговиц, по шесть в ряд, узкими рукавами с небольшими обшлагами и со стоячим воротником. К мундиру мог добавляться цветной лацкан часто служивший знаком различия. К мундиру полагались узкие белые панталоны, сапоги с голенищами до половины икр. В 1807 г. в пехоте, артиллерии и инженерных войсках и военно-учебных заведениях введены зимние суконные панталоны с нашивными кожаными крагами до колена с семью пуговицами по внешнему шву и летние белые холщёвые панталоны с обтяжными пуговицами. Те и другие имели пришивное покрытие почти всего носа сапога надетого под панталоны, называемое козырьком. Военнослужащие вооружены тесаком (полусаблей) и ружьём со штыком. Снаряжение дополняется ранцем или наплечной сумкой и лядункой. В кавалерии у гусар сохраняются чикчиры, у прочей кавалерии и конной артиллерии лосины – плотно облегающие штаны из грубой замши, а для похода серые суконные рейтузы, подшитые кожей «в шагу», застёгнутые сверху до низу по боковому внешнему шву на 18 пуговиц, обтянутых тем же сукном у рядовых, а у офицеров металлические по цвету прибора. Наибольшее своеобразие сохраняют кавалеристы. С 1802 г. тяжелая кавалерия кирасиры, драгуны и конная артиллерия носили кожаные каски с высокой круглой тульей, медным налобником, козырьком, назатыльником с подбородным ремнем, высоким круглым плюмажем, свисавшим вперед. После войны 1812 года такие каски остались только у кирасир. В 1826 г. формой пяти кирасирских полков стали тёмно-зелёные вицмундиры и серые рейтузы с лампасами. В гусарских частях в 1827 г. вместо плащей введены шинели. В 1845 г. вместо рабочих сюртуков даны венгерки – свободного покроя куртки, с прямым рукавом, чуть выше колена, украшенные шнурами в пять рядов. В 1802 г. в русской кавалерии появляются уланы – вид легкой конницы, такой же, как в Польше и Литве. Первые уланские полки и состояли из литовцев и белорусов. У улан головным убором была – уланка. Уланка восходила своим внешним видом к четырёхугольной шапке польских конфедератов. Она представляла собой первоначально кожаную высокую шапку с четырёхугольным верхом. В нижней части был небольшой черный кожаный околыш и небольшой козырёк. Шапка украшалась репейком и этишкетом, у офицеров белым невысоким султаном. В 1803 г. впервые появляется суконная цилиндрическая шапка высотой до 24 см., явившаяся прототипом кивера. Она украшалась высоким султаном (до 49 см.) такой головной убор был введён в артиллерии, пехоте и кавалерии. На кивере вводится репеек – знак овальной или круглой формы из дерева, обтянутый тканью (у офицеров – серебряным шитьем), с проволочными усами для крепления на кивере. Кивер украшался этишкетом – двойным шнуром, закрепленным с каждого бока вверху кивера, заканчивающийся кистью. Справа этишкет висел до верхней пуговицы мундира, слева – до нижней кромки кивера. В 1808 году на киверах помещена в налобной части кокарда: в гвардии – медный орёл-герб, в армии – граната с пламенем. Фуражка – головной убор, имеющий околыш, тулью и донец или верх с проволочным каркасом. Цвет донца и тульи фуражки станет со временем знаком различия. Впервые фуражка появилась в русской армии, в течение 19 в., затем стала одним из самых удачных головных уборов для армии, устойчивым знаком вначале офицерства, а затем и дворянства. Со временем офицерская фуражка была дополнена козырьком. В 1855 г. в армии вводятся новые мундиры, именовавшиеся полукафтанами, длиной до середины бедра, двубортные на 6 пуговицах (в гвардии на 8). Воротники у гвардейских частей были в форме острого угла, открывающие грудь, а у армейских с застёжкой наглухо под горло. Вместо панталон вводились шаровары, заправлявшиеся в высокие до колен сапоги. Вероятно необходимость заправлять гачи в сапоги породила затем другой вид штанов – галифе. Шаровары в пеших войсках были темно-зеленые, в кавалерии – серо-синие. Под мундиром носилась рубаха – косоворотка со стоячим воротником. Во второй половине 19 в. мундир был по-прежнему темно-зеленым с цветными воротниками и темно-зелеными обшлагами (в гвардии с цветными обшлагами). При Александре III в 1882 г. мундиры, шаровары и сапоги были приближены по покрою к русской национальной одежде. Этишкеты и галуны были упразднены. В целом военная форма упростилась, стала дешевле, исчезла, как говорил сам Александр III «дорогостоящая мишура». По мнению ряда военных историков этим была совершена психологическая ошибка. Солдаты и офицеры видели в блестяще расшитой форме связь с героической эпохой прошлого – Отечественной войной 1812 г., Русско-турецкой войной за освобождение южных славян 1877- 1878 гг. В начале 20 в. появляются новые рода войск автомобильные войска и авиация форма которых тоже весьма своеобразна. Это специфические головные уборы лётные и автомобильные каски. В качестве повседневного головного убора лётчики носили небольшое кепи, покрывавшее лишь верхнюю часть головы, со складкой посередине и кокардой в налобной части. Такой головной убор стал называться пилотка и впоследствии широко распространился в войсках. С началом Первой мировой войны 1914 г. началась разработка нового покроя военной формы, которая, по замыслу ее создателей, в число которых входил известный русский живописец Виктор Михайлович Васнецов, должна была подчеркнуть патриотический подъем в народных массах. Головной убор, получивший название «богатырка», напоминал шлемы древне русских богатырей.

У патриарха клобук белый старинной формы в виде сферического колпака с короткими и закругленными воскрыльями, боковые воскрылья ниспадают на грудь, а средний на спину. Впереди и на воскрыльях патриаршего клобука золотом вышиты серафимы, в верхней части на макушке укреплен бриллиантовый крестик. Лобная часть патриаршего клобука украшается иконами. Богослужебным головным убором не только патриарха, но и всех архиереев с конца 18 века стала митра. Митра – это богато украшенная парчевым шитьем, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу вокруг головы. При богослужении архиереи облачаются в подризник, епитрахиль, пояс, поручи. Вместо набедренника у них на правом бедре палица. Риза же заменяется саккосом. Саккос также очень древний вид одежды берущий свое начало в иудейской среде. Саккос за долгие века своего бытования несколько изменился. Так будучи вначале безрукавной одеждой он приобрел рукава. Затем рукава саккоса несколько расширяются, а подол удлиняется, появляются бубенцы. Саккос похож на стихарь, но рукава у него короче и надрезаны. Подол саккоса также делается короче настолько, что из под него видны подризник и епитрахиль. С боков подол саккоса надрезан и вдоль разрезов нашиты небольшие бубенцы. До 1705 года саккос был принадлежностью богослужебного облачения только митрополитов и патриарха. Богослужебное облачение всех архиереев дополняется омофором – широкой украшенной крестами парчовой лентой, обвитой вокруг шеи и свисающей с левого плеча спереди и сзади. В избранных случаях архиереи надевают мантию – широкую и очень длинную, со шлейфом и скрепленными верхними и нижними углами. В верхние и нижние углы патриаршей мантии вшивались скрижали – парчовые прямоугольники с изображением креста. Мантии украшаются также двойными атласными лентами, которые нашиваются на груди, подоле и посередине тела и называются струи или истоки. Собором 1675 г. были установлены цвета мантий: для епископов – красный; для архиепископов – зеленый; для митрополитов – голубой. Патриарх же имел право выбора. Собором 1675 года архиереям было предоставлено право носить на выбор панагию или наперсный крест, но с 1742 года выбор был сделан в пользу панагии. Архиерейский посох имеет навершье в виде двух змей хвосты которых переплетаются а головы обращенные друг к другу образуют овал. В центре этого овала на посохе располагается небольшой крест. В торжественных случаях рукоять архиерейского посоха украшается небольшим парчовым платком, расшитым крестами и украшенным бахромой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: