Изучив данную тему, студент должен

- знать: с оциальные функции языка, классификацию языков; сущность и виды знаков в культуре, роль символов в религиозной культуре; символику религиозного искусства; понимание текста в постмодернистской традиции; проблемы внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

- акцентировать внимание на следующие понятия: я зык, культурная информация, культурный код, символ, вербальные, невербальные, естественные, искусственные языки, праязыки, пиктограмма, идеограмма, алфавит, метафора, метаязык, знак, индекс, иконические знаки, архетип, сакральный текст, герменевтика, гипертекст, внутрикультурная и межкультурная коммуникация.

Форма проведения: семинар – развернутая беседа (1 ч.), обсуждение итоговой письменной работы № 1.

Вопросы для обсуждения

1. Язык культуры – универсальная форма освоения реальности.

2. Фундаментальный характер и функции языка культуры.

3. Классификация языков культуры.

4. Язык культуры как текст.

5. Культура как знаковая система.

6. Семиотика – общая теория знаков. Семиотический анализ культуры.

7. Символ в культуре. Символическая теория Л. Уайта и Э. Кассирера.

8. Культурные коды и типология культуры

Темы рефератов:

1. Символы древних культур.

2. К.Г. Юнг о символах.

3. Знаки и символы.

4. Символическая Вселенная (концепция Э. Кассирера).

5. Мысль и язык (концепция А. Потебни).

6. М. Бахтин о проблеме текста

7. Культура как текст.

8. Специфика символа как средства языка культуры.

9. Символическая Вселенная (концепция Э. Кассирера).
10. Ю. Лотман: семиотические типы культур.

Литература для подготовки к семинарским занятиям:

Источники для обязательного конспектирования: 1,12,17,18,37,43,42.

Основная литература: 1-6.

Дополнительная литература: 14,17,24-32,48,49,56,57.

Домашнее задание для самостоятельной работы

1. Провести анализ и составить доклад по 1-2 источникам для обязательного конспектирования (рекомендации к выполнению см. в 3.2.)

2. Составить словарь-презентацию по теме (рекомендации к выполнению см. в п. 3.3.)

3. Подготовить реферат по предложенной тематике (рекомендации к выполнению см. в п. 3.3.).

4. Воспользовавшись «Словарем культуры ХХ век» В.П. Руднева (ст. «Философия текста», «Мотивный анализ», «Семиотика возможных миров» и др.) выделите основные компоненты анализа культуры как текста.

Форма контроля: реферат, конспект источников, итоговая письменная работа, глоссарий, тестирование.

Семинар 9. Культура и природа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: