Изучив данную тему, студент должен

- знать: динамику и взаимосвязи культурного и природного в исторической ретроспективе, основные трактовки природы и культуры; особенности природного и культурного существования человека в мире; типы взаимодействия человека и природы; специфические версии природы в различных историко-культурных эпохах; роль географической среды в формировании культуры. противоречия в системе «общество-природа» в современную эпоху; концепции путей выхода из экологического кризиса; проблемы формирования экологической культуры.

- акцентировать внимание на следующие понятия:культура, природа, хтоническое начало, космос, хаос, экологические кризисы, естественный человек, географическая среда, натурализм, экология, экосистема, экологическая антропология, культурная экология, этническая экология, ноосфера, трагедия роста, экологическая культура, экология культуры, экологическое сознание, инвайронментализм, консервационизм, экологизм, биоцентризм, экологическая этика.

Форма проведения: проблемный семинар (1ч.), комментированное чтение источников (1 ч.).

Вопросы для обсуждения

1. Понятия природы и культуры и их этимология.

2. Природа и человек: аспекты взаимодействия.

3. Экосистемы с позиции теории больших самоорганизующихся систем.

4. Проблема взаимоотношений культуры и природы в исторической ретроспективе.

5. Особенности природного и культурного существования человека.

6. Типы взаимоотношений культуры и природы.

7. Проблема экологических кризисов в современной культуре.

Задание для аудиторной самостоятельной работы студентов:

Формулировка проблемы: « Одним из основных факторов, детерминирующих возникновение культуры, является природа. Поэтому на протяжении многих десятилетий взаимоотношение природы (натуры) и культуры остается одной из ключевых тем культурологии. Многочисленные исследования этой взаимосвязи показывают, что культура внебиологична, ее нельзя свести к природному началу, но культура человека есть не что иное, как преобразованное человеческой деятельностью природное начало. В таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии?»

Задание:

- раскрыть роль географической среды в формировании культуры и роль культурных традиций в использовании природы.

- предложить пути выходы из экологического кризиса с помощью культурных инноваций.

Примерные темы для докладов:

1. Природоцентристские концепции культуры.

2. Н.А.Бердяев о техническом и природно-органическом элементах культуры.

3. Враждебность природы и культуры как проблема.

4. Отчуждение от природы в современной культуре.

5. Языческий и библейский взгляды на природу.

6. Проблема гармонизации отношений природы и культуры.

7. Экологизация сознания как развитие культуры природопользования.

8. Природа и культурная традиция.

9. Природа как объект художественной культуры.

10. Противопоставление природы и культуры у Ж.-Ж. Руссо.

11. Различие природы и культуры у Канта. Продуктивная сила воображения у Канта.

12. Учение о ноосфере И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.

Литература для подготовки к семинарским занятиям:

Источники для обязательного конспектирования: 10,17,24,29.

Основная литература: 1-6.

Дополнительная литература: 3,5,18,24-28,35,41,45,52,56, 57.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: