Поэма Гоголя «Мертвые души»: проблема жанра и смысл названия

С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму.
С понятием “мертвая душа” связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, “остался один не осязаемый чувствами звук”. Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. “Никогда еще не случалось продавать... покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую”, — говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.
Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”. Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова.
Но “мертвые души” — не только помещики и чиновники: это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если “ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому” разрастется в нем, заставляя его “позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое”. “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане”. Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а “углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?” Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.
Для “идеального” мира душа бессмертна, ибо она — воплощение божественного начала в человеке. А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал “одно только бездушное тело”. Этот мир безумен — он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав “Мертвые души” поэмой.

Недоуменно было встречено и жанровое определение произведения — поэма, под которой тогда однозначно понималось лиро-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и романтическое по преимуществу. По первому впечатлению это скорее — роман. По исключительной широте изображения нравов и типов — больше эпопея. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Решение о поэме имело также глубокий смысл и стало художественной находкой. В этом — мастерство Гоголя, сумевшего соединить разножанровые элементы и гармонично воплотить в одном произведении и иронию, и художественную проповедь.

Л. Н. Толстой говорил о «Мертвых душах»: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

Итак, почему же поэма? Наряду с сатирическим изображением реальности Гоголь рисует величественный образ России. С ним связано «высокое лирическое движение», которое воплощено в авторских отступлениях и вставных эпизодах, что свойственно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественно-политических вопросов. Они придают всему произведению глубину, серьезность и оттеняют иронию. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе страны и народа противопоставлены в произведении мрачным картинам русской жизни. Н. Г. Чернышевский писал: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России». Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь затронул тему прошлого страны. Запланированные им второй и третий тома должны были освещать настоящее и будущее России. Гоголь в своих мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ величия России.Поэма имеет оптимистический настрой. Вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью, вера в народ, в его необъятные силы питали все творчество Гоголя.
Писатель мечтал перевоспитать людей путем прямого наставления, но он так и не увидел их перерождения. Первый том «Мертвых душ» и дальнейшие произведения обернулись для писателя творческой трагедией. Но его дело было продолжено в русской литературе. Именно с Гоголя начинается ее мессианский характер и продолжается в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Они смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил в своей бессмертной поэме Гоголь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: