Стажировки для кураторов в Европе

Инструкция

Выиграть грант: полная инструкция и опыт пяти успешных стипендиатов

Что писать в резюме и мотивационном письме, кого выбирать в качестве референтов, как сдавать IELTS или TOEFL, каким должно быть идеальное описание собственного проекта — эти и другие вопросы чаще всего являются препятствием на пути к получению стипендии на обучение, грантов на проведение исследований или победе в конкурсе. T&P поговорили с людьми, которые не побоялись бумажной волокиты и добились своего.

Стажировки для кураторов в Европе

Елена Юшина, куратор, основатель Aperto Gallery в Санкт-Петербурге, участница программы стажировок для российских кураторов EUNIC

«Я выиграла грант по программе стажировок для российских кураторов в европейских музеях и галереях от EUNIC (Объединение институтов культуры стран Евросоюза). Эта программа проходит уже два года при участии европейских государств с целью подготовить новое поколение кураторов современного искусства. Европейский союз и культурные институции каждой из принимающих стран выбирают одного (как правило)-двух молодых кураторов и отправляют их на стажировки в ведущие музеи или галереи современного искусства за рубежом. Каждый год страны-участники меняют программы и места пребывания молодых кураторов.

В 2012 году, когда я участвовала в программе, можно было пройти стажировку в Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Румынии и Швеции. О программе я узнала еще два года назад, и даже подавала заявку в первый год. Тогда я попала в шорт-лист Румынии, но грант не получила. В тот год от Великобритании была другая программа, а так как участвовать два года подряд нельзя, то я очень рада, что история сложилась именно так.

Участников программы выбирают на основании присланных заявок. Конкурсный отбор состоит из двух этапов. На первом этапе нужно было заполнить заявку на сайте программы. Помимо обычных данных в ней следовало указать полученное образование, описать трудовую деятельность в случае постоянного места работы и опыт кураторской работы. Последняя графа очень важная: нужно также приложить ссылки, иллюстрации, пресс-релизы уже реализованных проектов. Также достаточно четко нужно было прописать, какую роль в проекте я готова принять и каким образом стажировка повлияет на мою дальнейшую работу. И в данном контексте я описывала свой профессиональный опыт, в том числе кураторские стажировки, и инициативы, не имеющие прямого отношения к кураторству, к примеру, то, как мы с коллегами организовывали первую конференцию TEDx в Петербурге.

Отдельное внимание в заявке уделяется знанию иностранных языков. Так как в программе участвуют сразу несколько стран, то необходимо было отметить на каком уровне я владею английским, немецким, французским, шведским и румынским языками, а также указать три страны в порядке предпочтения, в которых бы я хотела проходить стажировку. Я свободно владею английским языком и у меня средний уровень знания французского языка. На основании этого во многом происходило распределение кандидатов по странам. Для стажировок в Австрии и Германии участникам желательно было знать немецкий язык, а для стажировки во Франции знание французского было обязательным требованием.

«Программа EUNIC — отличная возможность для молодых кураторов, она дает шанс проявить себя в организации выставок, изучить их художественную практику в Европе. Стоит обращать внимание на то, что предлагает та или иная страна, и насколько ваш опыт подходит для нее»

У каждой страны к тому моменту, как они начинают принимать заявки, уже указана принимающая институция и программа, в которой стажер будет задействован. В заявке я отмечала Великобританию, Австрию, Швецию, потому что их проекты мне были наиболее близки и интересны. Те участники, которые подавали заявки на стажировку в Центр Помпиду-Метц во Франции, к примеру, знали уже сразу, что тематикой выставок будут авангардное кино и аэрофотосъемки. В 2012 году Великобритания предоставляла два места — в Модерн Арт Оксфорд, где я в итоге стажировалась, и в Ливерпульскую биеннале. Для Модерн Арт Оксфорд нужно было обладать опытом и галерейной, и институциональной работы, а для того чтобы попасть на Ливерпульскую биеннале — непосредственно заниматься исследованиями биеннале в научном или художественном ключе. При отборе заявок предпочтение отдавалось тем кандидатам, у которых тема исследований или работы связана с институцией или программой, которую данная институция предлагает. На это стоит обратить особое внимание. Первоначально, моим приоритетом было участие в Ливерпульской биеннале, потому как я писала свою магистерскую диссертацию о биеннале в контексте мировой политики, в частности, про биеннале Манифесту, и это была моя тема во всех отношениях.

Также нужно было указать двух-трех рекомендателей, кто был знаком с моей профессиональной деятельностью и мог бы поддержать мою инициативу прохождения данного конкурса. Я представила три рекомендательных письма — от моих преподавателей и наставников, с которыми я уже долгое время знакома. Меня поддержал Виктор Мизиано — главный редактор «Художественного журнала», куратор биеннале Манифеста. С ним я знакома уже несколько лет, он был моим оппонентом на защите магистерской работы. Вторым моим референтом стала Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея. В свое время и у Виктора, и Олеси я посещала кураторские школы — Московскую летнюю кураторскую школу совместно с фондом V-A-S и Школу кураторов в «Лофт Проекте Этажи» в Санкт-Петербурге. Еще одна рекомендация у меня была от Маргариты Пушкиной, директора международной ярмарки современного искусства Cosmoscow…

После заполнения всех форм необходимо было отправить заявку на электронный адрес EUNIC. После чего я получила информацию, подтверждающую, что я прошла первый тур и меня приглашают в Британский совет на собеседование. Собеседование в Британском совете носило практический характер, я рассказывала об опыте кураторства, и о том, насколько я себя вижу в той или иной институции, в их проектах. Я представила свое видение развития диалога Великобритании и России и дальнейшей работы по данному направлению. Собеседование проходило на английском языке, так что это была еще и отличная возможность проверить знание языка кандидатов.

На мой взгляд, прежде чем подавать заявку на участие в этой программе, необходимо иметь полное представление о том, что тебе может дать эта стажировка. Программа EUNIC — отличная возможность для молодых кураторов, она дает шанс проявить себя в организации выставок, изучить их художественную практику в Европе. Стоит обращать внимание на то, что предлагает та или иная страна, и насколько ваш опыт подходит для нее. Это основной критерий отбора кандидатов. Также упор делается на языки: для успешного прохождения стажировки действительно должен быть отличный уровень знания. К примеру, когда я уже стажировалась в Оксфорде, я также занималась исследовательской работой. На тот момент я помогала куратору Дэвиду Эллиоту подготовить выставку старшей сестры Владимира Маяковского — Людмилы Маяковской, мы часто устраивали скайп-конференции. Помимо документации, которую я вела и архивной работы, я также переводила книгу про Людмилу с русского на английский. Таким образом, стоит отметить, что для стажировки в Великобритании было необходимо на профессиональном уровне владеть английским языком. И не стоит забывать, что одно из важных условий этой программы — исследовательская работа, которая должна быть представлена после прохождения стажировки. Стажерам 2012 года нужно было принять участие в Кураторских боях в «Гараже» — финальном этапе конкурса, где необходимо было представить собственные кураторские проекты, разработанные во время стажировок в Европе. Участники должны были придумать проект с идеей и прописанным бюджетом, который бы позволил расширить аудиторию. Каждый год EUNIC меняет условия этого отчетного проекта. Следует очень внимательно отнестись к программе, выбранной институции и сбору информации уже непосредственно на месте стажировки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: