Объект исследования — это фрагмент реальности, существующий независимо от исследователя и наук, которые его изучают. Объектами психологического эмпирического исследования чаще всего выступают группы людей, например, менеджеры конкретного производства и т.д. На данном шаге планирования исследования студент выбирает: кто будет выступать в качестве участников исследования.
Предмет исследования - свойства, стороны, особенности реальных объектов. При выборе предмета исследования студент определяет: что он будет изучать у выбранного объекта исследования. Например, степень выраженности профессиональных деформаций у менеджеров и т.п.
Шаг 2. Формулирование цели и гипотезы исследования
Цель исследования - это ориентация на конечный результат научного познания. В данной работе студент может выбрать один из трех видов целей исследования, общие формулировки и примеры которых приведены ниже.
Выявление уровня выраженности психологического феномена у опре
деленной группы участников исследования. Например, выявить уровень выра
женности агрессии у руководителей высшего звена. '
|
|
Выявление доминирующего вида или типа психического явления у оп
ределенной группы участников исследования. Например, выявить преобла
дающий вид профессиональных деструкции у менеджеров.
Сравнение уровней выраженности одного и того же психологического
феномена у двух и более групп участников исследования, отличающихся по
определенному исследователем параметру (полу, возрасту, профессиональной
принадлежности, стажу и т.д.). Например, сравнить уровни выраженности эмо
циональной толерантности у практикующих психологов со стажем работы до
3-х лет и со стажем работы более 10 лет.
Гипотеза - это предположительный ответ относительно цели исследования, формулируемый в виде развернутого утвердительного предположения.