Б). Уникальность содержания образовательно-воспитательного процесса

Содержание образования во Дворце творчества детей и юношества характеризуется единством образовательного, воспитательного, культурного и культуросозидающего пространств. Во Дворце представлено 28 образовательных областей, адресованных детям, 9 - адресовано педагогам дополнительного образования детей, учителям школ, взрослому населению города Петрозаводска и республики Карелии, 8 областей адресовано семье [21].

В каждой образовательной области присутствуют элементы культуры, образования и воспитания, допрофессиональной подготовки.

Организуя учебно-воспитательный процесс и реализуя содержание образования, педагог создает условия для саморазвития и самовоспитания ребенка, знакомя с высокими образцами культуры, поддерживая детскую инициативу. Творит сегодняшнюю и завтрашнюю культуру вместе с ребенком. При этом педагог развивается сам.

Для педагогического сообщества Петрозаводского Дворца творчества важно, что в процессе творческого воспитания и развития личности ребенка, происходит гражданское становление Чело-века.

Содержание образования реализуется целенаправленным отбором систематизацией, интеграцией тех единиц образовательных областей, содержания образования, которые воспитательно значимы и для ребенка, и для педагога.

Ценность образовательной программы педагога дополнительного образования определяется ее воспитательным потенциалом. В настоящее время во Дворце реализуется 97 образовательных программ (19 авторских, утвержденных в МОУ ИПК РО РК; 76 авторских и модифицированных, утвержденных Советом по рецензированию и утверждению программ ДТДиЮ; 2 типовых) по десяти направленностям.

  • Организация соуправления образовательно-воспитательным процессом

Продуманная, направленная на воспитание Чело-века, а не только на освоение знаний, развитие умений и навыков, организация образовательно-воспитательного процесса представляет собой важное направление воспитывающего взаимодействия обучающихся и педагога. Организация образовательно-воспитательного процесса во Дворце творчества детей и юношества основывается на ценностных ориентирах, сформулированных в философии образования Дворца. Эти ценностные ориентиры в реальной практике трансформируются в конкретные условия успешности реализации воспитательной системы:

  • связь поколений, преемственность традиций, воспитывающих гражданина;
  • целостное развитие личности педагога, ребенка и родителя;
  • поддержка созидательного потенциала ребенка, принятого педагогом как ценность, обеспеченная педагогическим мастерством;
  • возможность общения и взаимной поддержки;
  • возможность проявления себя в созидательном творчестве, сотворчестве;
  • целенаправленная работа по созданию ситуации успеха для ребенка и взрослого;
  • многообразие деятельности как одного из условий реализации свободы выбора;
  • уникальность жизнетворческой среды Дворца творчества детей и юношества;
  • поддержка педагогического мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии.

Педагоги Дворца творчества видят свою воспитательную миссию в том, чтобы дать возможность ребенку присвоить ценности, надолго определяющие качества его жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме, а не только получить знания, умения и навыки. Целостная реализация гуманистических ценностей образования определяет образ выпускника Дворца творчества (Приложение 3).

  • Соуправление воспитательной системой

Образовательно-воспитательный процесс во Дворце творчества ориентирован на воспитание Человека, а не только на освоение знаний, развитие умений и навыков. Он представляет собой важное направление воспитывающего взаимодействия обучающихся, педагогов, психологов, родителей, управленцев. Ценностно-инструментально такое взаимодействие обеспечивается рефлексивно-гуманистической системой соуправления [25], [34].

В основе развития учреждения как воспитательной системы лежат три важнейших внутренних процесса: педагогическое соуправление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.

Соуправление воспитательной системой

Реальная практика сотворчества в управлении (соуправлении) Петрозаводским Дворцом творчества обеспечивает идеи самоопределения, саморазвития и самоуправления в любом коллективе детско-взрослого сообщества.

Как правило, в повседневной жизнедеятельности Дворца соуправление проявляется в появлении, рождении идеи (или формулировании проблемы), создании творческой группы единомышленников, которая разрабатывает проект, проводит его экспертизу, готовит проект управленческого решения. На этих стадиях неважно, на какой ступеньке управленческой вертикали родилась идея, кто по возрасту ее автор - взрослый или ребенок. Важен ее воспитательный и творческий потенциал. Важно, чтобы в организации деятельности была командность (общее смысловое поле, ответственность каждого за общий результат и взаимозаменяемость членов команды), реализовывался принцип солидирования (наличие в творческой группе содержательных лидеров, ведущих разные направления); развивалась рефлексивность в анализе своей работы, в подведении итогов сделанного и принятии решений. Подлинное соуправление - это сотворчество в управлении, это стиль жизни сообщества, условие реализации воспитательной системы.

Соуправление - это реальная возможность для педагогов участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе воспитательного процесса. В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности. В процессе совместной деятельности возникают отношения сотрудничества, сотворчества, совместного бытия.

Один из ведущих принципов управления воспитательной системой - голографичность (подобие всех элементов системы, когда и каплю и в океан порождает одна и та же молекула воды). Соуправление осуществляется в интересах конкретного человека, отдельного коллектива и в интересах всего детско-взрослого сообщества Дворца.

Основы соуправления закладываются в каждом структурном подразделении Дворца, где-то это получает большее развитие, где-то меньшее. Демократическая функция соуправления - строить жизнедеятельность коллектива, идя от ребенка, его интересов, запросов, ценностей, идеалов, создавая в коллективе атмосферу защищенности для каждого. Функция соуправления осмыслять и реализовывать на практике нормы гуманистических отношений друг к другу, воспринимать каждого как уникальную личность и способствовать реализации ее неповторимости.

Сотворчество в детско-взрослом соуправлении объединяет процессы педагогического соуправления и детского самоуправления в единую систему. В процессе сотворчества в соуправлении педагоги и дети, решая воспитательные задачи, могут в полной мере осознать общность своего коллектива, почувствовать себя ответственными субъектами образовательного процесса. Именно в соуправлении педагогов и воспитанников происходит формирование партнерских, сотруднических отношений между людьми разного возраста имеющих разный жизненный и социальный опыт. Если при самоуправлении возможно локальное управление, когда конкретное объединение имеет свои органы управления и работает самостоятельно, то соуправление– это совместное управление, когда каждый субъект образования (педагоги, дети, родители, управленцы) представлен в органах управления и учитывается всеми другими субъектами при принятии решений. Соуправление востребует развитой рефлексивной способности и ориентировано на субъектную позицию и ценностный уровень отношений.

Структура развивающего образовательно-воспитательного пространства ДТДиЮ и структура управления ДТДиЮ (Приложения 12, 13) обеспечивают динамическое равновесие в системе “демократизация - единоначалие”. Структура управления воспитательной системой, уровни детского самоуправления и схема взаимосвязей всех структурных компонентов представлены в общей модели соуправления Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества.

  • Уровни детского самоуправления

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: