Особое значение в системе дополнительного образования имеет личность педагога. Задача методической службы создать среду профессиональной и личностной рефлексии для воплощения уникального, профессионального опыта в авторских программах, методических разработках, публикациях, выставках, выступлениях.
Важно предотвратить феномен "сгорания" (потери смысла деятельности), помочь педагогу перейти от позиции человека, оказывающего воспитательное влияние в силу богатого личностного потенциала, любви к ребенку - к позиции воспитателя-педагога, профессионала, способного предвидеть результаты, искать оптимальные варианты педагогического взаимодействия с воспитанниками и коллегами, прогностически конструировать педагогический процесс, осознано получать новые количественные и качественные характеристики воспитательной деятельности. Методическая разработка (вплоть до диссертационного исследования) в данном случае - не цель, а промежуточный результат педагогической деятельности, условие ее развития.
|
|
Основные со-бытия в организации методической поддержки педагогического творчества:
- участие в подготовке и проведении Педагогических Советов (Больших Педагогических кругов), когда нет разрушительных конфликтов, когда видно всех, когда есть плавность мышления и чувств, когда есть центр, а в нем - личность, идея, эмоция, воля, мелодия [28, 63], [34 12].
- проведение развивающих семинаров, круглых столов, семинар во Дворце - это "осмыслительное" поле взаимодействия и взаимообогащения педагогов, размышления о воспитательной системе коллектива. Семинар является средством для развития творческого потенциала. Задача семинара - повышение профессионального уровня педагогов [8];
- участие педагогов Дворца в городских, республиканских, региональных и Всероссийских мероприятиях (семинары, круглые столы, конференции, мастер-классы и т.п.);
- объединение педагогов в творческие группы для работы
- над сквозными программами (Программа "Моя Карелия" - развитие личности ребенка средствами этнографии; программа "Я и другие" - правовое воспитание младших школьников; проект-программа "Ступенька" - опыт создания альманаха (газеты) детей и для детей; и т. п.);
- над созданием комплексных программ. Комплексная развивающая программа для дошкольников "Роза ветров" и другие подобные программы дают одинаковые стартовые возможности для личностного, творческого и физического развития детей, попробовать себя в различных видах деятельности;
- авторские курсы педагогов - это возможность для педагогов Дворца поделиться авторским видением проблем и организации системы работы с коллегами. (“Секреты общения”, “Музыкальная терапия”, “Актерское мастерство в педагогике”, “Наука-практика рефлексивной психологии и педагогики сотворчества” и др.);
- самообразование в сотворчестве через
- освоение методики дополнительного образования через знакомство с опытом коллег, осмысление собственного опыта работы, разработку авторских программ, оформление методических материалов;
- работа профессиональных методических объединений (педагогов комплексных развивающих программ, хормейстеров, аккомпаниаторов, "прикладников", художников и т.д.);
- организация выставок методических материалов. Выставка - возможность презентации содержания деятельности коллектива, методической базы педагога, страниц истории коллектива, его достижений. Это рассказ о конкретных делах коллектива (поход, гастроли, акции, соревнования, лагерь);
- создание видеотеки учебных занятий, их просмотр с последующим анализом с точки зрения воспитательной ценности занятия. Видеозапись фиксирует целостное видение занятия, его уникальные "ключи" взаимодействия педагога с детьми, позволяет педагогам более точно определиться в своих сильных сторонах и находить точки роста;
- создание в методическом кабинете базы данных организационных форм, методов, приемов воспитательной работы;
- работа с начинающими педагогами дополнительного образования (Творческое становление) - курс "Дворцововедение" (Приложение 4);
- обучение педагогов на курсах повышения квалификации работников образования;
- издательская деятельность: Компьютерно- издательская служба предоставляет возможность педагогу, ребенок свою и совместную с другими соавторами духовно-интеллектуальную творческую деятельность в статью, стихотворение, рассказ, рисунок, брошюру, сборник, программу. Издание печатной продукции - способ саморазвития, самосовершенствования (рефлексирую, формулирую, осмысливаю, структурирую, систематизирую, пишу, рисую, творю…);
- педагогические проекты: Фестиваль методических материалов, профессиональный конкурс педагогов “сердце отдаю детям”, конкурс образовательных программ, конкурс воспитательных систем коллективов и др.
|
|