Концепция воспитательной системы

Воспитательная система Дворца является ценностно- и личностно-ориентированной, это целостный социальный организм, рождающийся в процессе взаимодействия в сотворчестве [19, 34] субъектов воспитания (взрослых и детей), при наличии основных компонентов системы (ценносто-ориентационного, функционально-деятельностного, общенческо-коммуникативного, пространственно-временного и диагностико-аналитического) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни сообщества и его психологический климат.

Воспитание [19, 6] во Дворце – это процесс совместной выработки ценностей, норм, задач социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество поколений. Ценности в воспитании выступают как смысловые универсалии, позволяющие сделать образовательный процесс плодотворным. В процессе воспитания соотносится жизненный опыт детей с бытующими в современном обществе моральными и культурными образцами (нормами), происходит понимание смыслов человеческого существования, что позволяет ребенку обратиться к задаче жизнетворчества[19, 13].

Главная воспитательная задача Дворца - одарить, максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями, сотворческими дерзаниями.

Педагогическая миссия в процессе воспитания - воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение, взаимодействие.

Результаты и эффективность воспитания в условиях Дворца определяются готовностью ребенка к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений, на основе усвоенных и воспроизведенных ребенком, подростком культурных ценностей и социального опыта. Воспитываясь в творчестве, ребенок убеждается в том, что только творческий труд становится любимым.

Управление воспитательной системой Дворца носит рефлексивно-гуманистический [19, 30]характер. Это - организованное целенаправленное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления. Способами реализации такого взаимодействия являются диалог [19, 22]и полилог [19, 27].

Воспитательное пространство Дворца - это пространство жизнетворчества, представляющее собой систему условий и возможностей для саморазвития [19, 32]. личности, которые создаются отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами и родителями в масштабах города Петрозаводска и республики Карелия. Воспитательное пространство соединяет в себе совокупность развивающих сред [19, 36]. творческих коллективов, определяет способы организации и основные события образовательно-воспитательного процесса.

В условиях воспитательного пространства Дворца творчества каждый ребенок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, физического социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции. Реальная практика соотнесения творческих потребностей и гражданской позиции возникает в условиях детского самоуправления. Самоуправление во Дворце – это реальная возможность для детей вместе с педагогом участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе образовательно-воспитательного процесса; это – форма стабилизации и оптимизации процессов, протекающих в развивающей среде творческих коллективов.

Ребенок, педагог, родители взаимодействуют на принципах соуправления [19, 14]. в развивающей среде коллективов Дворца, главная функция которых – творение новой культуры через обновление содержания образования, воспитания.

На пути творчества ребенок проходит несколько важных этапов.

Дар. Дворец преподносится каждому ребенку, как поле возможностей для его человеческого и творческого роста.

Рождение. В творческой деятельности происходит рождение новых чувств, эмоций, ценностей, смыслов собственного творческого роста.

Выбор. Ребенок может выбратьвиды творческой деятельности, значимого взрослого, коллектив единомышленников.

Шанс. Шансобрести успех уже ребенком.

Успех. Важный этап на пути творчества, потому что успех обретен и признан, как ценность, плод собственных авторских усилий ребенка.

Восхождение. Принятие жизни через творчество, восхождение к жизнетворчеству, к миссии Творянина. Творянин – это звание, венчающее нелегкий путь освоения философии сотворческого успеха, путь восхождения во Дворце от Дара к Дарению.

Дарение. Одаривание других своими талантами, идеями, сотворческими дерзаниями.

Эти этапы не носят абсолютного характера, приуроченного к какому-либо определенному возрасту. Главное, чтобы ребенок успел погрузиться в уникальный мир сотворческих отношений Дворца, вобрать все его лучшие традиции, проникнуться духом уважения, поддержки и любви. Чтобы на этом пути ему открылись собственное творческое “Я”, дух творческих усилий, “падений” и дерзаний, чтобы он нашел своего педагога-Мастера, прикоснулся к живительным истокам природы, к духовному и культурному наследию родного края.

Педагоги Дворца, ставя и решая конкретные воспитательные задачи, находятся в постоянном поиске путей уникального воплощения своей п едагогической миссии, стремятся к расширению своих педагогических и человеческих возможностей, повышению своей компетентности и готовы представить плоды педагогического поиска.

Воспитательная система Дворца ориентирована на формирование у родителей позитивного отношения к учреждению дополнительного образования детей, на их активное участие в образовательном процессе - в силу своих возможностей развивать и поддерживать ребенка. Вовлечение родителей в развивающую среду детского коллектива позволяет семье стать активным субъектом воспитательной системы образовательного учреждения.

Воспитательная система Дворца находится на этапе стабильного развития, что характеризуется:

  • способностью педагогического коллектива выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса;
  • способностью организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых, в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя;
  • способностью создать в образовательном учреждении дополнительного образования детей и за его пределами нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную развивающую среду;
  • способностью диагностировать развитие личности обучающегося, развитие детского и педагогического коллективов, социума.

Воспитательное пространство Дворца неотделимо от образовательного пространства и представляет собой совокупность воспитательных систем творческих объединений: клубов, секций, театров, школ, студий, ансамблей, лабораторий, учебных групп, площадок, программ, проектов, центров. Воспитательная система реализуется через такие интегративные формы (события) как: практико-исследовательская конференция, издательская деятельность, праздник, бал, соревнование, фестиваль, экспедиция, лагерь, сводная репетиция, спектакль, пленэр, шоу-программа, клубный день, тренинг, концерт, игра, рефлепрактика, выставка, сбор (Приложение 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: