Методические рекомендации по изучению дисциплины

Семинары по конституционному праву зарубежных стран преследуют несколько целей:

- обсуждение и более глубокое усвоение студентами вопросов теории конституционного права зарубежных стран;

- широкое и максимально детальное изучение конституций зарубежных, а также иных нормативно-правовых актов доступных для исследования;

- анализ специфики конституционно-правового регулирования в различных государствах;

- сравнение институтов конституционного права зарубежных стран, механизмов их реализации (выявление общих и особенных черт).

Конституционное право в зарубежных странах имеет довольно широкую нормативно-правовую базу. В целом ряде юридических актов нашли отражение различные аспекты конституционно правовых отношений конкретных государств. Вместе с тем, многие из них находятся в процессе реформирования, а иные в процессе становления. Соответственно, одни нормативно-правовые акты отражают уже существующее положение, другие – должны стимулировать возникновение новых конституционно-правовых отношений.

Это означает, что изучение конституционного права зарубежных стран

во-первых, должно быть сконцентрировано на изучении документов и, прежде всего конституций зарубежных стран;

во-вторых, оно не может ограничиваться только этим и каждому студенту необходимо проявлять аналитический подход, т.е. подумать над тем, что есть предмет конституционно-правового регулирования в той или иной области общественных отношений изучаемых стран, почему возникла та или иная совокупность норм, отраженных в нормативном акте, является ли она полной или несовершенной.

Основная форма работы на семинаре – обсуждение всеми студентами академической группы вопросов, обозначенных в плане текущего семинарского занятия, предложение своих решений задач и конкретных ситуаций. В определенных случаях возможны доклады нескольких студентов и их обсуждение группой, а также семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, имитирующие конституционно-правовые процедуры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп и т.д.).

Основными нормативными актами по всем темам семинаров являются действующие конституции зарубежных стран. Студентам необходимо иметь их тексты и приносить их на каждое семинарское занятие. Тексты конституций зарубежных стран доступны не только в бумажном виде, но и в электронном.

Студентам рекомендуется также широко использовать сравнительный метод познания. При изучении отдельных тем необходимо на основе изучения текстов конституций проводить сравнения соответствующих конституционно-правовых институтов прежде всего с правовой системой Российской Федерации, используя знания, полученные в процессе изучения Конституционного права Российской Федерации.

При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется не ограничиваться освоением материала учебника, а использовать монографическую и периодическую литературу, список которой прилагается для каждой темы семинарского занятия. При изучении некоторых тем следует обратить внимание, что ряд вопросов носит дискуссионный характер, поэтому студенту рекомендуется изучить основные точки зрения и эти вопросы, уметь их охарактеризовать, возможно, сформировать собственный взгляд и уметь его обосновать.

В конце каждой темы предлагается список заданий и вопросов. Ряд заданий предназначены для письменной подготовки, студентам следует выполнять их. В основном предложенные задания составлены для развития навыков сравнения. Подобные задания можно выполнять в форме таблиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: