Достижения российского аудита стали возможны после обеспечения его нормативного регулирования, установления правовых норм и правил аудиторской деятельности.
В современном развитии и становлении нормативного регулирования аудита в России сегодня можно выделить четыре этапа[1].
1) Первый этап относится к концу 80-х — началу 90 гг. ХХ в. Он характеризуется появлением первых аудиторских организаций и фактически отсутствием законодательства в этой области отношений.
2) Начало второму этапу было положено 22 декабря 1993 г. изданием Указа Президента Российской Федерации № 2263, которым были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Аудиторским сообществом признано безусловно положительное влияние этого документа на развитие профессии, определившего концептуальную направленность и исключившего стихийный и нерегулируемый характер развития аудита в стране. Решающую роль в этом процессе сыграли органы регулирования аудиторской деятельности, сформированные во исполнение этого документа, - Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, центральные аттестационно–лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) Минфина России, Банка России, Росстрахнадзора.
3) Третий этап связан со вступлением в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. В соответствии с данным законом была сформирована нормативно – правовая база регулирования аудиторской деятельности, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России во многих вопросах стал правопреемником четырех вышеперечисленных комиссий. Рассмотрение всех актуальных вопросов аудиторской деятельности осуществляется при непосредственном участии профессионального аудиторского сообщества, в первую очередь в рамках Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.
4) Вместе с тем жизнь не стоит на месте, и для продолжения динамичного развития профессии 30.12.2008 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Его принятием ознаменовалось начало четвертого этапа развития аудита в России.
Цель принятия нового закона, работа над которым велась еще с 2004 г. (в мае 2005 г. он даже прошел 1-е чтение в ГД РФ) — качественно повысить уровень аудиторской профессии, развитие которой, по мнению представителей Минфина России, теперь будет идти по пяти направлениям.
Первое - это перераспределение функций между государством и профессиональными саморегулируемыми аудиторскими организациями, роль которых существенно возросла.
Второй очень важный момент - изменение подходов к контролю качества аудиторских услуг.
Третье — изменения в организации обучения и повышения квалификации аудиторов.
Четвертое — упорядочение системы профессиональных стандартов.
И, наконец, пятое — введение механизма общественного надзора за аудиторской профессией.
Таким образом, можно говорить о формировании системного подхода к вопросам регулирования аудиторской деятельности.
В систему нормативного регулирования аудиторской деятельности Рябова М.А. и Богданова Н.А. включают четыре уровня[2].
К первому уровню относятся Кодексы, Законы, в т. ч. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007.
Второй уровень - подзаконные акты: Указы Президента РФ,
Постановления Правительства РФ, в т. ч. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. С 2009 г. Полномочия Правительства РФ по утверждению федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) были переданы Минфину России.
Третий уровень - правила (стандарты) аудита саморегулируемых организаций аудиторов (профессиональных аудиторских объединений), методические рекомендации для проверки отдельных областей и операций.
Четвертый - внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций.
Целесообразней представляется Дмитриевой И.Н.[3] система регулирования, которая включает в себя пять основных уровней, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности
Уровень | Наименование нормативного документа | Область регулирования | Степень разработанности |
I | Федеральный закон“Об аудиторской деятельности” от 30.12. 2008. № 307-ФЗ | Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России (место, цель, задачи). | Закон принят 01.01.2009г. |
II | Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696"Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" | Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, а также устанавливают нормы аудита обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг. | Разработано 34 федеральных правил (стандартов) об аудиторской деятельности |
III | Законные и подзаконные нормативные акты и нормативные документы министерств и ведомств, например: Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007; Кодекс этики аудиторов в России. | Устанавливаю общие положения по регулированию аудита; регулируют особенности аудита по видам: общий страховой, банковский, аудит инвестиционных институтов. | Приняты и разработаны в соответствии занимательно-нормативными документами, регулирующие особенности аудита по видам. |
IV | Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций аудиторов. | Регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности | Разрабатываются в соответствии занимательно-нормативными документами |
V | Внутрифирменные аудиторские стандарты | Устанавливают порядок проведения аудита и сопутствующих услуг | Разрабатывается аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами |
Ашмарина Е.М. и ряд других авторов[4] выделяют шесть уровней аудиторского регулирования. Они схожи с мнением Дмитриевой И.Н., но дополняются еще уровнем, к которому относятся Конституция Российской Федерации, а также система кодексов Российской Федерации.
Такими образом, система нормативного обеспечения аудиторской деятельности представляет собой многоуровневуюмодель.
Автор курсовой работы разделяет подход, раскрытый в учебном пособии “Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации” под редакцией Е.М. Ашмариной, так как данная точка зрения более полно отражает существующую систему нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Проблема правильного отражения в учете расчетов с подотчетными лицами остается наиболее важной в организации бухгалтерского учета на предприятии, так как в процессе данных расчетов используется денежная наличность, которая является одной из главных основ производственной деятельности современного предприятия.[5]
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть, произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам и другие, и учитываются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».[6] Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны.
Все хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Сами операции довольно однообразны, а методы и процедуры проверки просты.
Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.[7]
Ошибки, наиболее часто встречающиеся при аудите расчетов с подотчетными лицами:
1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм.
2. Нарушения при оформлении командировочных расходов.
3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов.
4. Нарушения порядка учета представительских расходов.
5. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами.
Изучив мнения разных авторов, было установлено, что в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, и связаны со многими другими разделами учета. Например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость,вероятность ошибок и, следовательно, актуальность аудита расчетов с подотчетными лицами.