Наследие

Наследие композитора обширно и разнообразно. Его перу принадлежат:

ü 15 опер: «Псковитянка» (1872 г., переработана 1894 г.), «Майская ночь» (1879 г.), «Снегурочка» (1881 г.), «Млада» (1889 г.- 1890 г.), «Ночь перед Рождеством» (1895 г.), «Садко» (1896 г.), «Сказка о царе Салтане» (1900 г.), «Сервилия» (1901 г.), «Кащей Бессмертный» (1901 г. – 1902 г.), «Пан воевода» (1904 г.),» Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 г.), «Золотой петушок» (1907 г.).

ü кантаты — сочинений для солистов, хора, оркестровые кантаты "Свитезянка" (смеш. Хор, 1897 г.), "Песнь о вещем Олеге" (муж. Хор, 1899 г.), прелюдия-кантата "Из Гомера" (жен. Хор)

ü для оркестра — 3 симфонии (1865, новая редакция 1884; 2-я — Антар, 1868, новая редакция 1897; 1873, новая редакция 1886), музыкальная картина Садко (1867, окончательная редакция 1892), Сербская фантазия (1867, окончательная редакция 1889), Сказка (1880), Симфониетта на русские темы (1885), Испанское каприччио (1887), сюита Шехеразада (1888), Светлый праздник (Воскресная увертюра, 1888), Дубинушка (со смешаннымхором ad libitum, 1906) и др.;

ü Для хора и оркестра: "Стих об Алексее, Божьем человеке", Подблюдная песня "Слава", "Дубинушка" для оркестра и хора (по желанию), "Стрекозы" для женского трио с фортепиано и хора (по желанию)

ü для инструментов с оркестром — концерт для фортепиано (1883), Фантазия для скрипки (1886), Серенада для виолончели (1893) и др.;

Хоры a capello.:

ü женские (3-голосные — "Тучки небесные", "Ночевала тучка"; 4-голосные — 4 вариации и фугетта на тему руссской народной песни "Надоели ночи", "Последняя туча");

ü мужские (3-голосные — "Крестьянская пирушка", "Ворон к ворону летит", "Пленившись розой, соловей", "Дайте бокалы"; 4-голосные — "Вакхическая песня");

ü смешанные ("На севере диком", "Владыко дней моих", "Перед распятием"; наиболее известные — "Месяц плывет" и вариации на народные темы "Старая песня", "Татарский полон").

ü камерно-вокальные ансамбли;

ü произведения для инструментов с духовым оркестром;

ü камерно-инструментальные ансамбли;

ü фортепианные пьесы;

ü 79 романсов для голоса с фортепиано;

ü обработки народных песен;

ü 39 духовных хоров: 6 Херувимских, 6 "Тебе поем", более 10 причастных стихов, двухорные "Тебе Бога хвалим" и др.; переложения знаменных распевов (наиболее ценимые самим композитором). В нек. из них Р.-К. впервые использовал приемы рус. нар. многоголосия: запевы, окт. удвоения, параллелизмы, неполные аккорды, безразмерность ("Се жених грядет", "Чертог Твой" и др.), что нашло продолжение у Смоленского, Кастальского и их последователей.

ü Литературные сочинения: "Летопись моей музыкальной жизни", учебники, статьи.

И всё же, вершиной творчества Римского-Корсакова являются оперы. Они содержат множество хоровых сцен, эпизодов, законченных хоров, разнообразных по тематике, музыкально-хоровым приемам. Композитор пользовался различными формами изложения, применял вариационность, сочетал приемы общеевропейской техники (гармонии, полифонии) с особенностями русской народной музыки (ладовость, подголосочность, несимметричные размеры); употреблял увеличенные и уменьшенные лады (в изображении фантастики и пр.). Разнообразны составы хоров, от унисонных до многоголосных 2—3-хорных композиций ("Проводы масленицы" и др.) и развернутых сцен со "сквозным" развитием.

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

Одна из них – опера-былина «Садко», едва ли не самое значительное создание композитора после "Снегурочки" и до "Сказания о невидимом граде Китеже", произведение, без которого мы не представляем творчество Римского-Корсакова.

САДКО — опера-былина в 7 картин. Первоначальный план либретто был предложен историком музыки Н. Финдейзеном, однако он не удовлетворил композитора. Затем новый сценарий составил Н. Штруп; в создании окончательной версии решающее значение имели советы В. Стасова. По его указаниям композитор ввел образ верной жены Садко — Любавы, картину новгородского пира, сцены торжища. В работе над либретто участвовал знаток древней русской литературы В. Бельский, насытивший лексику былинными оборотами, а также горячий почитатель творчества Римского-Корсакова, музыкант-любитель В. Ястребцев.

«Садко» был впервые поставлен на сцене Частной оперы в Москве 26 декабря 1897 года. Это был передовой оперный театр, объединивший талантливую труппу, украшением которой являлись Ф. Шаляпин, Н. Забела, А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова. Хотя возможности Частной оперы, в особенности оркестра и хора, были значительно ниже Мариинского театра, постановка явилась огромным событием русского искусства. Передовая критика Москвы и Петербурга (где «Садко» был показан на гастролях) горячо приветствовала и произведение и спектакль. Если в первых трех представлениях наибольший успех имел исполнитель заглавной партии А. Секар-Рожанский, то начиная с четвертого, когда в роли Волховы впервые выступила Н. Забела, в сознании слушателей опера прежде всего ассоциировалась с образом Морской царевны. Полному торжеству спектакля способствовал Ф. Шаляпина в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа потрясали слушателей.

Однако, эта глубоко национальная и самобытная опера, открывшая новую главу в истории русской музыки, пришлась не по вкусу высочайшим ценителям. Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но Николай II собственноручно вычеркнул ее из намеченного репертуара Мариинского театра и выразил желание, чтобы дирекция «подыскала что-нибудь повеселее».

Постановка в Частной опере положила начало сценической жизни «Садко». В 1898 г. он с успехом был поставлен в Харькове под управлением В. Сука, в 1899-м — в Казани, в 1900-м — в Тифлисе, в 1901-м — в Мариинском театре под управлением Э. Направника. И. Ершов, вошедший в спектакль после премьеры, раскрыл могучий, героический образ удалого гусляра. 24 октября 1906 г. состоялась премьера в Большом театре под управлением В. Сука (А. Нежданова — Волхова, А. Боначич — Садко, Ф. Шаляпин, В. Петров — Варяжский гость). С тех пор опера долгое время не сходила со сцены, являясь одной из основ национального репертуара.

За рубежом опера впервые была показана в Париже (1908), позднее — в Нью-Йорке (1930, под управлением Т. Серафина, с Э. Джонсоном в заглавной партии), в Лондоне (1931, театр «Лицеум», под управлением Э. Гуссенса), Риме (1931), Милане (1938), Берлине (1947).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: